Депутаты Госдумы РФ корректируют законодательство о местном самоуправлении
Новые законодательные инициативы комментирует депутат Андрей Марков, член парламентского Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления:
– Депутаты Государственной Думы приняли поправки в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым упрощается процедура преобразования муниципальных районов в городские округа и включения в них сельских поселений. Теперь это решение – о вхождении сельского поселения в городской округ – может быть принято депутатами поселений, а вопрос образования городских округов решается депутатами регионов (областей).
Почему укрупняются поселения и появляются такие округа? Во многих случаях сама жизнь диктует необходимость укрупнения поселений в силу двух основных причин.
Во-первых, это нехватка финансовых ресурсов у органов местного самоуправления – зачастую в маленьких селах и поселках не хватает средств даже на содержание самой администрации села, не говоря уже о строительстве и ремонте дорог, водопроводов, развитии культуры и т.д. Вторая причина – это сокращение населения сельских районов. К сожалению, это объективный общемировой процесс – из-за урбанизации люди уезжают жить в города, а села пустеют.
Однако укрупнение муниципальных поселений вынуждено развиваться с некоторыми перекосами. Это сложная тема, но постараюсь объяснить коротко.
Российский закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает несколько видов муниципальных образований первого уровня, к которым относятся в том числе и все сельские поселения, и два вида муниципальных образований второго уровня – муниципальный район и городской округ. То есть на сельских территориях по нашему закону могут существовать только два уровня местного самоуправления – собственно сельское поселение и «над ним» муниципальный район. А если все сельские поселения муниципального района захотят объединиться в одно, то у них остается только один выбор – стать городским округом.
Вследствие этого, к примеру, в Магаданской области уже практически не осталось сельских поселений – все села и поселки объединились в городские округа. Активно процесс объединения идет в Московской области. Однако, если для Подмосковья такой процесс достаточно обоснован в силу того, что столичный регион уже давно является урбанизированной территорией, то стандарты жизни новоиспеченных «горожан» под Магаданом вряд ли соответствует самим понятиям городской жизни.
Объединение сельских территорий и поселений в городской округ вызывает для сельского населения и ряд сложностей – в частности, жители сельских поселений в составе городских округов теряют возможность участия в различных программах по развитию села, по обеспечению жильем молодых семей и привлечению молодых специалистов – врачей и учителей, возникают трудности с нотариальными услугами, которые раньше мог оказать глава сельской администрации и т.д.
Поэтому сейчас готовится к прохождению парламентской процедуры еще один законопроект, предусматривающий введение нового типа муниципального образования – муниципальный (сельский) округ. Собственно, основной смысл такого закона – дать возможность добровольного объединения всех входящих в муниципальный район поселений и преобразования его в муниципальный округ. Принятие этого закона позволит жителям сельских территорий сохранить для себя все специфику социальных льгот, предназначенных для жителей сельских поселений. Подчеркну, что это вовсе не будет директивным указанием. Там, где местное самоуправление чувствует себя уверенно в сложившихся формах, ничего менять не следует.
Безусловно, для сохранения российских сел мало лишь внести поправки в закон о местном самоуправлении. Необходимо наполнить и само местное самоуправление реальным смыслом. То есть, чтобы люди не уезжали из сел и деревень, малых городов, необходимо значительно увеличить финансирование проектов регионального развития. Тогда не будет и жарких политических баталий вокруг вопросов организации местного самоуправления.