Основа приоритетов

27 мая 2021, 15:00

Что нужно сделать для улучшения качества жизни на селе

Депутат Госдумы Андрей Марков - член фракции «Единая Россия», член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - избирался в 2016 году по Павловскому одномандатному округу № 90. Известен он и по работе в областном правительстве в 2009-2016 годах, где Андрей Павлович руководил управлением экспертной и контрольной работы, был первым заместителем руководителя аппарата губернатора и правительства. Сроки полномочий депутатов Госдумы VII созыва в этом году истекают. Самое время подвести хотя бы промежуточные итоги. Что удалось сделать и что еще предстоит - депутат Марков рассказал в интервью «ВК».

Поездки – диалоги - решения

- Андрей Павлович, вы – депутат от Павловского одномандатного округа. Но праймериз от «Единой России» вы проходите по Аннинскому избирательному округу, стало быть, в нем планируете и баллотироваться. С чем это связано? Проблемы Павловского округа уже решены?

- Любому депутату Госдумы приходится решать проблемы не только округа, по которому он избирался, но и всей страны. Да, я избран от Павловского округа, я там работаю активно. Но это не значит, что я не решаю вопросов, которые поступают от граждан других территорий нашей области, других регионов. Конечно, не все вопросы в Павловском округе решены. Все решить в принципе невозможно. Но и сделано немало по отстаиванию интересов всех 15 районов округа, по строительству там объектов. Перечислять можно долго. Тут нужно сделать стадион, там районный ДК капитально отремонтировать. Тут водопровод необходим, там – пристройка к лицею, очистные сооружения или дороги. Многие вопросы решали пять лет, но сделали. Разумеется, тут не только моя заслуга. Депутат может и должен ходить к губернатору и в департаменты, просить, убеждать, требовать, обострять проблему. Что я делал и делаю. И я рад, что получалось и получается и с губернатором Алексеем Гордеевым, и с губернатором Александром Гусевым обосновывать приоритетные для округа объекты.

- Понятно, что все сразу сделать нельзя. А как вы определяете приоритеты?

- Очень просто: с людьми общаюсь. Спрашиваю, советуюсь. Работаю я всегда открыто: поездки, острые диалоги, решение вопросов. Многое удалось сделать в плане развития местного территориального самоуправления, за что спасибо областному общественному совету, очень мощно сработал. Кстати, я рад, что в споре о двух вариантах работы местного самоуправления – ТОСы или метод инициативного бюджетирования – в результате победила дружба. Оба варианта развиваются, поддержаны законодательством, и это позволяет развивать столь необходимую всем нам активность на местах.
Конечно, остались нереализованные проекты, которые мы определяли как приоритетные для каждого района. Вот здание райбольницы в Бутурлиновке необходимо. В планах на финансирование, но только со следующего года. Также необходима больница в Калаче. Новая школа в Петропавловке нужна. Подобных объектов тоже немало можно назвать. Понимаете, если у вас в кармане условно 100 рублей, то приобрести что-то на 500 рублей вы не сможете. Приходится выбирать на 100.

Внутри ситуации

- Связано ли ваше решение сменить округ с информацией о том, что по Павловскому округу, возможно, будет баллотироваться Алексей Гордеев?

- Так скажу: я 28 лет на госслужбе. Ну, может быть, депутатская работа - не служба в прямом понимании. Скорее, служение, я ее так воспринимаю. Но годы госслужбы приучили меня к дисциплине. Если партийное предложение мне было участвовать в праймериз в Аннинском округе, то я не мог отказаться. А за моих сегодняшних избирателей, если у них появится такой депутат, как Гордеев, я буду только рад.

- А как в принципе вы оцениваете обстановку в области перед выборами, шансы партий и кандидатов?

- В своей прежней работе, до депутатства, я занимался анализом этих процессов, давал советы, делал оценки, но это были оценки наблюдателя, эксперта. Сейчас я внутри этой ситуации и, наверно, оценки давать не совсем правильно. Думаю, что по партийным спискам в новом составе Госдумы будут четыре-пять партий. И ясно, что эти выборы будут сложнее, чем прошлые. Мы видим, какая ситуация в мире (санкции, пандемия и т.д.). Мы видим, что происходит объективное снижение доходов граждан. Понятно, что представители оппозиции будут нас сильно критиковать за все подряд. В том числе, за непопулярные решения, которые «Единая Россия», безусловно, принимала, и которые были необходимы.

Много и мало

- Одно из главных таких решений – повышение пенсионного возраста.

- Конечно, это решение было необыкновенно сложным по эмоциям. Но есть разница между решением мудрым и популистским. Вот пресловутые 90-е годы, когда Госдума была оппозиционной. Так вот: социальных льгот было принято в шесть раз больше, чем бюджет страны. И что произошло с этой системой? Льгот никто толком не получал. Принимая решение, мы должны опираться на экспертное мнение. Что депутаты и делали. Исходя из экономической конъюнктуры, из нефтегазовых доходов мы могли не принимать такого решения, а популистски протянуть еще четыре-пять лет. И почивать на лаврах. Но если у вас в холодильнике продуктов на три дня, а вы съели все за один вечер, что на следующий день делать?

- Пойти в магазин с кредитной картой.

- А как ее потом пополнять? Да, на кредиты МВФ мы уже пожили. Вот Украина на них сейчас живет – как-то не очень хорошо им, да? В России в 90-е годы возникла демографическая яма. Это объективно. Сейчас поколение рожденных в 90-е - самое малочисленное, но именно оно работает. Те, кто родился в 60-е годы, а это самое многочисленное поколение, постепенно выходят на пенсию, к 2030-м годам все окажутся на пенсии. Это самая большая часть населения. Получается, самое малочисленное поколение будет зарабатывать на пенсию для самого многочисленного. У нас же солидарная система. Люди говорят: «Мы же заработали себе на эту пенсию». Да, они ее заработали, но платят им те, кто работает сейчас. Если не принимать такого решения, чем платить? Надо доверять специалистам. У нас в менталитете как-то не очень им верить. Вот сосед сказал, или приятель - это да. Вопрос общественного доверия - очень важный вопрос. Поэтому, кстати, и упомянутые ТОСы развиваем: потому что без доверия между людьми нет решения больших задач.

Процесс понимания

- На что нацелена законотворческая деятельность депутата Маркова, что в вашем активе?

- То, что мне удалось сделать в Госдуме, в основной массе было направлено на защиту интересов муниципалитетов, на улучшение деятельности муниципальной власти. Местная власть – основа благополучия страны. У главы сельского поселения, депутатов сельсовета прямой диалог со всеми местными жителями. И ясное понимание того, что нужно сделать для улучшения качества жизни. Но, чтобы сделать, нужно пройти много-много кругов, нужно добиться самой возможности сделать. Например, есть четкое понимание всеми необходимости оптимизации межбюджетных отношений, но идет процесс очень медленно. За пять лет мы приняли ряд законов бюджетного характера, которые направлены на решение проблемы, но их явно недостаточно. Акцизная политика изменена в пользу регионов. Разрешено межмуниципальное кредитование, чтобы соседние районы могли мост, например, сообща построить или дорогу. Теперь можно кредитовать друг друга. Но надо, чтобы такие муниципалитеты были богатыми, хотя бы один из них. Большие средства пошли по нацпроектам, Плюс? Конечно! Но это все средства связанные, это не деньги, которыми распоряжается глава. 

- То есть, пришли деньги, скажем, на ФАП и надо именно его строить, а не что-нибудь другое. Чем это плохо?

- ФАПы - это замечательно. Тут суть в другом. Собственных денег и на другие не менее важные цели у поселения практически нет. И за него, получается,  сверху решают, что в селе нужно, что нет. Да еще я много раз слышал мнение, что,  дескать, если сам будет решать, возможна коррупция. Но, друзья, у глав поселений контролеров - выше крыши, все местные жители контролируют! 
Еще проблема: мы помним период, когда увеличили кадастровую стоимость на землю. Многим это не понравилось. Но земельный налог - местный. Сейчас начинают жаловаться главы поселений, что они теряют даже этот небольшой доход: суды по искам крупных собственников кадастровую стоимость снижают. С одной стороны, невозможно не поддержать предпринимательство, но нужно и государственное решение. Если оставлять эту систему, то снижение кадастровой стоимости через суд просто лишает бюджеты доходов. Тогда давайте перераспределять доходы. Например, транспортный налог возвращать на прежний уровень. Это тоже предложение нашего комитета, за которое надо побороться.

Создавать условия

- Вам, конечно, знакома и еще одна проблема – нехватка специалистов в сельских районах.

- Это острейшая проблема! Сейчас в районах - ФОКи везде, ФАПы - наполовину новые или обновленные. Школ еще много надо построить, но есть и совсем новые, современные. А главы говорят: «Не едут к нам люди».

- Хотя есть программы «Земский доктор», «Земский учитель»…

- Есть, причем они не только на молодых специалистов рассчитаны. И программы целевого обучения есть. Но уезжает человек учиться по целевому набору и не возвращается.

- Что же с ним делать – под конвоем к месту работы доставлять?

-  Я против крепостного права во всех его видах. Но мы приняли закон, по которому, если целевик не возвращается, он должен вернуть деньги за обучение. Это логично, ведь ты учился на бюджетном, по сути, месте, за твое обучение заплатило государство. Но если человек изначально учился на коммерческих основаниях, есть только один путь – создавать условия, которые он счел бы приемлемыми, чтобы работать в районе, в селе. Да, принцип целевого направления, конечно, имеет право на жизнь, но пока не активно работодатель включён в процесс.

- То есть, сам работодатель изначально должен платить за обучение целевика?

- Не совсем так. Формально он и сегодня платит, но сильно рискует: непонятно, сможет ли целевик освоить эту специальность, каким он станет специалистом? Понятно это более или менее на третьем-четвертом курсах. И работодатель должен тогда приходить в вуз и говорить: для нашей райбольницы нужны кардиолог, терапевт, окулист. Дадим муниципальную квартиру отремонтированную. Зарплата будет такая-то. 

- Жилье должно быть именно муниципальным?

- Поверьте, сейчас каждый глава говорит - нам нужно муниципальное жилье. Сельская ипотека – это здорово. Она создаёт условия для живущих в сельской местности. Но привлечь молодого специалиста проще и выгоднее для местной власти через муниципальное жилье. Законодательно этот вопрос уже решен. Есть программа развития сельских территорий, в ней и сельская ипотека предусмотрена, и муниципальное жилье. Теперь вопрос с муниципальным жильем надо решить в ежегодном законе о бюджете.

Будет продолжаться

- Программа комплексного развития сельских территорий рассчитана на пять лет и действует уже третий год…

- Ее, конечно, надо будет продлевать. В этом году финансирование программы существенно меньше от заявленной потребности. Ну, чуть-чуть увеличили средства на сельскую ипотеку, сейчас еще добавляем. Программа крайне необходима. Задача - сделать комфортной жизнь на селе, сохранить долю сельского населения на том же уровне, что сейчас - 25%. Эта программа тесно увязана с программой развития АПК. Да, сейчас не нужно много сельского населения, как при советских колхозах. Пара комбайнов сейчас делает то, что раньше 200 человек делали. В растениеводстве не надо много рабочих рук. Рабочие руки нужны, где диверсификация: животноводство, любая переработка… Мы видим, что это в нашей области делается. И вот, чтобы это росло и развивалось, надо, чтобы в сельскую местность приезжала и оставалась работать молодежь.

- По данным, приводившимся недавно во многих местных СМИ, в том числе и в нашей газете, за время действия программы льготной городской ипотеки (6,5% годовых) ей воспользовались более 7 тыс. воронежских семей. А гораздо более льготной сельской (3% максимум) – в 10 раз меньше. Это объективное обстоятельство, такой разрыв, на ваш взгляд, и должен быть?

- Сельская ипотека предоставляется в рамах лимитов, которыми располагает. Это же деньги государства. Я уже говорил, что средства на сельскую ипотеку в этом году увеличены, планируется дальнейшее увеличение. Да, пока в масштабах области тех, кто ею воспользовался, не так много, как хотелось бы. Но как таковая сельская ипотека, по моим данным, очень популярна. Будет больше лимитов, будет больше и тех, кто ею воспользуется. Программа сельской ипотеки будет продолжаться, это же классная вещь, ей пользуется, как правило, молодежь, которая живет на селе и, значит, планирует там оставаться.

Приближая хорошее

- Ситуация с коронавирусом, безусловно, сказалась на очень многих сферах нашей жизни. Но, на ваш взгляд, а нет ли у представителей власти возможности списать на ковидные напасти какие-то собственные огрехи или недоделки?

- На инфекцию можно списать очевидные вещи: отменили шествие или не провели общественное мероприятие. Да, перераспределение средств было. Знаю, на стройку сильно повлияло, прежде всего, потому, что оказались закрыты границы, и не приехало значительное количество иностранных рабочих. Но чтобы сознательно… Зачем подозревать власть в каком-то злом умысле? В абсолютном большинстве люди, которые работают во власти, нормальные, такие же, как все, с теми же заботами, печалями и надеждами. Да, ВВП снизился, экономические связи нарушились, доходы падали. Поскорее надо из этого выходить. Прогнозы осторожные. Но мы должны верить в хорошее и приближать его в том числе своим отношением к жизни. И, конечно, вакцинироваться. Верить не слухам и сплетням, а врачам. Есть задача для всех – послушать врачей, не быть бегемотиками, которые боялись прививки. Помните этот советский мультфильм? Его надо каждый день показывать по телевизору.

- Андрей Павлович, некоторые СМИ еще со времен вашей работы в областном правительстве присвоили вам сан «серого кардинала» региональной политики. Спрашивать вас, насколько это верно, вряд ли имеет смысл. Спрошу так: на ваш взгляд, это почетное звание?

- Скорее, они пытаются это использовать как ярлык. Но, кому удобно так думать, пусть думают, спасибо им. Все, что я делал на работе, я старался объяснить, ничего не скрывая. Если кто-то чего-то не спрашивал, боялся, не хватало способностей, это его проблемы. Будем считать звание все-таки почетным, оно мало за кем закрепляется.

А если серьезно, все дело, наверное, в тех масштабных переменах, которыми была пропитана Воронежская область с приходом Алексея Гордеева на губернаторский пост. Всегда нужны идеи и дела, вокруг которых объединяются. И нужны люди, которые их реализуют. Наверное, мне тоже что-то удалось и, надеюсь, что еще немало получится сделать, тем более и сегодня, и впереди у нашей области много новых ярких проектов.

Автор: Борис ПОДГАЙНЫЙ ("Воронежский Курьер")