Зачем из сельских районов делают городские округа?

10 апреля 2017, 0:30
Фото с сайта news.vse42.ru

4 апреля в Нижегородском институте управления (филиале РАНХиГС) состоялся круглый стол «Территориальная организация местного самоуправления: опыт укрупнений муниципальных образований». Мероприятие было организованно в партнерстве с проектом Комитета гражданских инициатив «Муниципальная карта России: точки роста».

В дискуссии приняли участие представители органов государственной власти и местного самоуправления Нижегородской области, а также эксперты из ведущих вузов Москвы, Нижнего Новгорода, институтов гражданского общества.

Накануне круглого стола Президентом страны был подписан федеральный закон №62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принятые поправки позволяют преобразовывать муниципальные районы в городские округа. При этом сельские и городские поселения внутри района упраздняются. Снято ограничение на то, что в основе городского округа обязательно должно быть городское поселение. Теперь становится возможным создание «городских округов», состоящих исключительно из сельских населенных пунктов.

Практика укрупнения муниципалитетов с созданием огромных городских округов, включающих обширные сельские территории и лесные массивы, уже имела место в последние годы в отдельных регионах страны (Магаданской, Калининградской, Свердловской областях, Ставропольском крае). А ситуация с «продавливанием» региональной властью Московской области линии на укрупнение переросла в конфликт с рядом муниципалитетов и вошла в федеральную повестку. Подобные решения вызывали в целом отрицательную реакцию в экспертном сообществе, не поддерживались профильным Комитетом Государственной Думы РФ и носили характер местного управленческого «творчества». Теперь же, после принятия Федерального закона №62-ФЗ практика введения одноуровневой системы местного самоуправления вместо двухуровневой фактически легализуется. При этом следует отметить, что закон обратной силы не имеет, и ранее принятые в регионах решения по преобразованию муниципальных районов в городские округа, по-прежнему, могут оспариваться.

Эксперт проекта КГИ «Муниципальная карта России: точки роста» Дмитрий Соснин представил аналитические данные по динамике изменения количества сельских муниципалитетов в разрезе регионов страны.

Как отметил эксперт, с 2010 по 2016 год процессы укрупнения сельских поселений имели место в 54 регионах. При этом в 20 регионах сокращение шло достаточно интенсивно – в каждом из них было упразднено более 10% сельских муниципалитетов.

В Нижегородской области процессы территориальных преобразований затронули значительную часть муниципалитетов. Но при этом важно отметить, что в регионе все объединения поселений и преобразования муниципальных районов в городские округа проходили только через процедуру голосования населения (по сути, через местные референдумы).

Экспертами были высказаны возможные проблемы при реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», с учетом принятых 3 апреля 2017 года поправок. Теперь согласие населения на изменение статуса городского округа, городского и сельского поселений будет выражаться не путем прямого голосования в порядке местного референдума, а опосредованно – представительными органами. Это, безусловно, снижает легитимность принимаемых решений.

По мнению участников дискуссии, вопросы, связанные с объективностью учета общественного мнения и механизмами этого процесса требуют дополнительного обсуждения и разработки методических рекомендаций.

В результате обсуждения была выработана позиция о том, что применить универсальную модель организации местного самоуправления и, соответственно, ее изменения в различных субъектах России, невозможно. Подводя итоги дискуссии, ее ведущая директор Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления ВШГУ РАНХиГС (г. Москва), член Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления Екатерина Шугрина призвала придерживаться «разумного консерватизма» при принятии решения о преобразовании муниципальных образований, максимального учета интересов местного населения.

Комитет гражданских инициатив