Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев на общем собрании членов Общероссийского конгресса муниципальных образований заявил, что эффективная реализация муниципалитетами своих полномочий невозможна без достаточной экономической базы.
Общероссийский конгресс муниципальных образований является официальным органом, уполномоченным готовить доклад Правительству РФ о состоянии местного самоуправления в России.
«Работая над докладом, мы проанализировали огромный объем информации. Выявились многие проблемы. Основное — это, конечно, несоответствие расходных полномочий доходным источникам местных бюджетов», — сказал Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев.
По его словам, в среднем по России бюджеты муниципальных образований почти на треть пополняются от налогов – это более триллиона рублей. Парламентарий отметил, что почти две трети налоговых доходов составляет НДФЛ. В целом, доходы местных бюджетов в 2017 году увеличились на 6%.
«При этом 60 регионов своими законами дополнительно закрепили за сельскими поселениями вопросы местного значения. Общий объем средств, поступивших для исполнения таких полномочий, составил 20,3 млрд руб. А реальные расходы на такие полномочия составили 34,2 млрд руб. Порядка 40% таких расходов в сельских поселениях не обеспечены дополнительными финансовыми ресурсами», — сказал Виктор Кидяев.
По мнению депутата, причина недофинансирования местных бюджетов банальна: никто не знает, сколько денег нужно муниципалам для эффективного их исполнения.
«У нас пока нет методик и нормативов расчета расходных обязательств муниципальных образований. Чтобы узнать, сколько нужно средств, надо понять, какие полномочия действительно выполняются и сколько они «стоят», — сказал парламентарий. — То есть, мы должны не просто посчитать полномочия, а понять, есть ли вообще на них ресурсы у муниципального образования, есть ли необходимая инфраструктура и кадры».
Виктор Кидяев сообщил, что в настоящее время Конгресс на базе той информации, которую предоставляют советы муниципальных образований, уже формирует и тестирует такие расчеты. Для этого задействовано большое количество экспертов, ученых, партнерских институтов.
«Пока эта работа ведется, очевидно, что эффективная реализация муниципалами своих полномочий невозможна без достаточной экономической базы. Местные бюджеты нуждаются в увеличении доли налоговых поступлений. Есть предложения, за счет чего она может быть увеличена», — сказал депутат.
«В первую очередь, специалисты говорят про НДФЛ по месту жительства, часть налога на прибыль (от 1% до 1,5%), часть транспортного налога, а также налог, взимаемый «по упрощенке», — отметил Виктор Кидяев.
Кроме того, увеличить местные бюджеты возможно за счет сборов на добычу общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень, глина), сбора на рекламу и местную символику. «Радует, что в ряде регионов часть этих налогов уже сегодня передается в местные бюджеты в виде единых нормативов отчислений», — сказал депутат.
Виктор Кидяев также сообщил, что модельные местные бюджеты можно рассчитывать в автоматическом режиме и со строгим учетом расходов на каждое полномочие.
Поможет в этом «Автоматизированный реестр полномочий муниципальных образований», разработанный Общероссийским конгрессом муниципальных образований.
Он отметил, что сегодня несоответствие обязанностей и бюджетов местных администраций является одной из главных проблем муниципальной сферы. Эта проблема была выявлена Конгрессом в ходе подготовки доклада Правительству «О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации».
«Для этого была проведена огромная работа. В частности, пришлось провести общую ревизию полномочий. Мы выяснили, что 123 федеральных закона закрепляют за муниципалами 821 полномочие. Из них 147 даже не соответствуют вопросам местного значения, не укладываются в положения базового федерального закона о местном самоуправлении», — рассказал парламентарий.
Автоматизированный реестр позволит увидеть финансовую обеспеченность каждого полномочия и оценить процент его выполнения в любом российском муниципалитете. Виктор Кидяев отметил, что опираясь на этот опыт, можно рассчитать, сколько на самом деле требуется денег на каждое полномочие и создать модель местного бюджета с учетом региональных особенностей или размеров конкретного населенного пункта.
«При создании реестра было важно соблюсти юридическую точность и финансовую прозрачность. Проследить «движение» передаваемых полномочий от одной ветви власти к другой, внутри субъекта и муниципальных образований. Также в нашем реестре видно, из каких средств финансируется каждое конкретное полномочие: собственных, региональных или федеральных», — пояснил депутат.
Сейчас к работе над реестром подключились семь пилотных регионов: Брянская, Волгоградская, Рязанская, Саратовская, Тамбовская области, Красноярский край и Мордовия.