Андрей Марков : Режим «хайпа» создаст славу на минуту, но не поможет в решении вопроса

12 декабря 2018, 2:30

Депутат Государственной Думы Андрей Марков рассказал о новом политическом блоке правительства области, ТОСах и предстоящих выборах в Воронежскую городскую Думу.

— Почему губернатор назначил своим замом Сергея Соколова? Как Вы можете прокомментировать это кадровое назначение?

— Это решение губернатора Александра Гусева, не считаю корректным его комментировать.

— Сергей Соколов, по Вашему мнению, опытный чиновник, интеллигентный служащий или провокатор-интриган?

— Опытный, интеллигентный, с высоким уровнем ответственности. Интеллектуал. И также точно утверждаю, что интриги – это вообще не про него.

— Экс-губернатор Алексей Гордеев разделял политический блок между двумя подчиненными (с 2014 года): Вами и Геннадием Макиным. После Вашего перехода на другую работу – Сергеем Соколовым и Геннадием Макиным. Теперь политический блок сосредоточен в одних руках. Назовите, пожалуйста, плюсы и минусы такой схемы управлениями процессами.

— Вы не совсем верно оцениваете «внутреннюю кухню». Алексей Гордеев видел так организацию работы по данному направлению, подход Александра Гусева несколько другой. Но в обоих случаях они направлены на решение одних и тех же задач. Надеюсь, что мне удавалось справляться со своими. Речь не о плюсах и минусах. Конечно, сложность и объем решаемых вопросов у Сергея Соколова будет больше, но уверен, что все у него получится. Желаю удачи и успеха и новому вице-губернатору, и всей команде воронежского правительства.

— Вы всегда выступали за создание в регионов ТОСов и их эффективную работу. Благодаря Вашей активной деятельности успехи заметили на федеральном уровне. Получили высокую оценку в Госдуме, Совете Федерации и других структурах. Глава региона пообещал увеличить в 2019 году финансирование ТОСов. Однако есть проблема. Районные управы сообщают тревожные новости. Максимальный размер гранта на реализацию проекта в этом и следующем годах составляет 300 тысяч рублей! Что можно благоустроить за эти деньги, если средний чек работ по благоустройству общественной территории составляет 3-4 млн. рублей. Не в каждом округе есть депутаты, которые могли бы финансово поддержать проект благоустройства (Калинин, Звягинцева, Померанцев, Колиух и другие). Жители самостоятельно не соберут такую сумму.

— Не вижу ничего тревожного. Вы говорите только о городе Воронеже. Но здесь всегда объем грантов для ТОС был выше. Например, ТОС «Сосна» получил достаточно большой грант на проект благоустройства сквера «Солнечный», но и сам привлек значительные спонсорские средства. И депутат Дмитрий Лукинов им помогал, причём очень существенно. То, о чем вы говорите, подходит под проекты инициативного бюджетирования, которое также активно развивается, или же под государственные и муниципальные программы благоустройства. Гранты общественному самоуправлению – это другое, они решают другие задачи – может быть, менее масштабные, но не менее важные. И очень хорошо, что и грантовая программа, и инициативное бюджетирование получают полную моральную поддержку губернатора Александра Гусева, и бюджетные средства на эти цели увеличиваются.

— В связи с этим давно назрел вопрос о передаче финансовой самостоятельности главам районных управ, формировании бюджета для благоустройства общественных территорий. Именно об этом, возможно, не очень понятно, говорила главный финансист области Надежда Сафонова. Ваши коллеги из УРП ее непублично раскритиковали. Вы согласны, что районным управами не нужна финансовая самостоятельность? Или придерживаетесь иной точки зрения?

Если речь именно о предоставлении самостоятельности в решениях на местах – то вообще не может быть никаких разногласий, это надуманная проблема. Всегда говорю, что большая самостоятельность позволяет более качественно решать каждодневные проблемы граждан, что и входит в основные полномочия муниципальной власти. Другой вопрос, что собственных финансов, которыми могут распоряжаться главы местного самоуправления, явно недостаточно. Это не местная и не региональная проблема, это вопрос настройки межбюджетных отношений и налоговой политики. Могу сказать, что со скрипом, очень медленно, но он начинает решаться. Во всяком случае, тема активно дискутируется на федеральном уровне. Все мои коллеги в комитете Госдумы по федеративным отношениям и вопросам местного самоуправления поддерживают логику увеличения финансовой самостоятельности муниципалитетов.

— Давайте вернемся к скандальной истории с жительницей Воронежа, кому медики отрезали из-за тяжелого заболевания две ноги. Вы предложили не делать ток-шоу из этой истории и дождаться результатов расследования уголовного дела, возбужденного по требованию родственников старушки, к сожалению, впоследствии скончавшейся. Ваш коллега Евгений Ревенко высказался резко, встав на сторону родственников и высказав слова недоверия воронежским врачам. Это что, привычка во всем сомневаться, желание поддержать общественное негодование или лишний повод набрать политические очки?

— Могу только повторить то, что уже неоднократно говорил. Евгений Ревенко отреагировал на ситуацию абсолютно в правовом поле. Он подготовил депутатский запрос, чтобы заострить внимание на объективности расследования данного случая. Если абстрагироваться от него, то мы все видим, что он не единичный, что такие ситуации, к сожалению, возникают. И очень часто публичная шумиха вокруг них создаёт ненужные эмоции. Врачи, конечно, бывают разные, но в целом они должны работать в атмосфере доверия. А негативные эмоции влияют на осознание медиками правильности принимаемых врачебных решений, которое необходимо в работе. Ведь в профессии врача изначально заложен риск, ему приходится рисковать, чтобы исцелить пациента. И ему надо понимать, что такой риск одобряется обществом.

— Что стало причиной политической нестабильности в Хохольском районе и Поворино? Путаница с уголовным делом в отношении Павла Пономарева (дважды возбудили по одним основаниям), конфликт главы Поворинского района Юрия Волошина с местными предпринимателями. Как можете прокомментировать?

— Совсем разные ситуации. Их невозможно комментировать коротко. Но в любом случае представители власти должны искать компромисс с местным предпринимательским сообществом, с депутатским корпусом, общественным активом на местах. Административные полномочия не дают права считать собственное мнение единственно верным, власть ведь не для этого. Но у кого-то это не получается, кто-то забронзовел, амбиции выше интересов дела, и это начинает тянуть вниз весь район, город и так далее. Как надо делать? Обратный и самый яркий пример – ситуация в Нововоронеже. После долгих и деструктивных конфликтов она поменялась в корне с назначением Сергея Честикина в 2011 году. Все другие люди остались на месте, а конфликты прекратились буквально в один момент. И город буквально расцвел, и доверие к власти выросло, и изменились общественные настроения в целом. То же самое могу сказать о многих других районах области.

— Обстановка в Госдуме: какие настроения в связи с провальными выборами в четырех регионах в сентябре.

Рабочие.

— На встрече со студентами журфака ВГУ Вы вспомнили случай из своей студенческой жизни. Однажды преподаватель спросил, что больше в обществе -социального или политического. Вы сказали социального, и оказались правы. Но прошло с тех пор больше 20 лет. Вы думаете также? В Воронеже, например, нет бесплатного проезда для инвалидов, многодетных семей и других нуждающихся людях. По политическим мотивам это решение не принимается. Вспомним выборы в Приморье. Не прошел кандидат от власти, прислали другого. И Вы хотите сказать, что социального в обществе по-прежнему больше?

— Вопрос преподавателя звучал не так, но я понял, что вы имеете ввиду. Социальное и политическое – это философские категории, и политическое – всегда часть социального, социальное – более общая категория по отношению ко всему остальному. Не я оказался прав, это так устроен человеческий мир. Думаю, углубляться в нюансы научных дискуссий по этому поводу в рамках этого интервью нет смысла. Вторая часть вопроса, на мой взгляд, о другом. Насколько социальная политика власти отвечает имеющимся проблемам, общественным запросам. Прежде всего – запросу на справедливость. Если государственная политика не отвечает основным социальным запросам, то вся политическая конструкция становится уязвимой и неустойчивой. В уходящем году мы увидели, как возрастающий запрос на справедливость вытесняет в массовом сознании казавшийся незыблемым приоритет стабильности. Значит, нужно реагировать политически, нужно меняться. Посмотрите, «Единая России» на прошедшем недавно съезде среди своих программных приоритетов объявила благополучие граждан, под которым понимается не просто материальный достаток и безопасность, но в первую очередь – именно справедливое отношение к людям. Надеюсь, что это позволит еще эффективнее решать проблемы граждан, в том числе и те, о которых вы сказали. Я точно за то, чтобы наше общество было максимально справедливым, а государство — социальным.

— Андрей Павлович, сегодня в городском парламенте представлено несколько политических группировок и партий. ЕР, СР, КПРФ, ЛДПР. Строители, колиуховские, ишутинцы, бюджетники и др. До выборов в парламент чуть меньше двух лет, но подготовка к ним, к делению округов, уже началась. В связи со сменой куратора политического блока какие могут произойти изменения? Появятся ли в парламенте независимые кандидаты? Нужны ли там общественники-активисты?

— Да, выборы всегда были интересны экономически и политически активным группам, и отдельным лицам. Так происходит всегда и везде, не только в России, но во всех странах, где выборы есть. Но, послушайте, депутатов избирают жители. И воронежцы всегда демонстрировали независимость своего выбора. Система выборов в городскую думу позволяет выдвигаться независимым кандидатам, и я не вижу причин, почему бы им не собрать около 300 честных подписей, чтобы зарегистрироваться. А потом убедить остальных жителей округа в своей нужности и полезности и получить поддержку в день голосования. Нужны и независимые, и общественники-активисты. Но их нельзя вырастить в теплице, иначе какие они независимые, или какие активисты? По поводу предстоящих избирательных кампаний могу уже сегодня сказать, что они будут активными, конкурентными, насыщенными. Меняется атмосфера, меняются избиратели, появляются новые лица. Насчёт политического блока и прочего могу сказать, что условия для всех одинаковые, а главной задачей всегда неизменна — обеспечение бесконфликтности выборов, общественного доверия к ним.

- В 2018 году в Воронеже был на конкурсе избран новый мэр Вадим Кстенин. Он сохранил основной костяк команды: ушли только два заместителя, руководители управлений продолжают работу. Почему новый мэр не привел с собой свою команду?

— Послушайте, он же не с Луны прилетел! Вадим Кстенин, если кто не помнит, был первым заместителем Александра Гусева, когда тот возглавлял городскую власть. То есть новому мэру знакомы все люди в мэрии, их возможности. Это и его команда. И весь административный процесс можно без больших проблем перезапустить уже с новым руководителем. Тем не менее, определенные точечные изменения идут, вы сами их замечаете.

Вообще я хочу вот о чем сказать. Может быть, мои ответы покажутся скучными. Но очень легко сегодня включить режим «хайпа», поплясать на чьих-то ошибках или недочетах, или поиграть на людских слабостях, ожидании фокусов и разоблачений. Это лишь создаст славу на минуту и точно не поможет в решении ни одного вопроса.

Вопросы задавала Алла Серебрякова (медиапортал "В Курсе - Воронеж")