Депутат Госдумы – о механизмах снижения дотационной зависимости бюджетов муниципальных районов Воронежской области
Депутат Госдумы Андрей Марковым и главный редактор «Времени Воронежа» поговорила о том, насколько высока дотационная зависимость районов области от областного и федерального бюджетов, есть ли пути ее снижения и нужны ли они муниципалитетам.
- Как вы считаете, высокая ли дотационная зависимость у муниципальных районов области?
- Большая часть районов глубоко дотационные. Нет самостоятельных, которые свои нужды покрывают за счет своего бюджета. По бюджетной обеспеченности хороши Бобровский, Лискинский, Рамонский. Но даже для таких сильных в бюджетном плане районов нельзя сказать, что их финансовые проблемы решены и их финансы покрывают полномочия, которые они должны исполнять в полном объеме. И даже более менее самостоятельного решения власти на местах не могут принимать, все должны согласовывать с областью.
- Есть ли районы, в которых исторически сложилась высокая зависимость от областных дотаций?
- Чем меньше район и дальше он находится, тем выше дотационность, больше проблем. Это обычно в тех муниципальных районах, где нет федеральных трасс, где традиционно не было крупных предприятий, куда не идут инвесторы.
- Как власти на местах могут влиять на снижение дотационной зависимости?
- Районы сами ничего не могут делать, кроме привлечения инвесторов, которые будут создавать рабочие места, люди будут тратить зарплаты в местных магазинах. Такой зыбкий сценарий. Хороший путь, но дальний. В районе потом по факту остается всего 10% из всей массы налогов, что платят предприятия, расположенные на территории. Это убивает всю инициативу на местах.
Даже проектно-сметную документацию не могут сделать ни район, ни поселение. А если ее не сделать, то по условиям участие в госпрограммах проект не попадет ни под областные, ни под федеральные деньги.
- Какие налоги остаются в районе?
- Итоговые налоговые поступления в местные бюджеты от инвесторов не очень велики. Это налог на землю, часть НДФЛ, акцизы. И все. К примеру, налог на прибыль, имущество, добычу полезных ископаемых идут в федеральный и региональный бюджеты.
- Какие пути вы видите снижения дотационной зависимости воронежских муниципалитетов, возможно ли это и нужно ли в принципе?
- В свое время мы от этих механизмов снижения отказывались в силу централизации власти и собирания земель. Сейчас наступила пора, когда надо давать самостоятельность. И не я один так считаю. Путь только один – законодательный, это изменения бюджетного кодекса, налогового кодекса. Раньше все 100% НДФЛ оставались на местах, постепенно большая часть перешла в региональный бюджет.
В Госдуме депутаты от разных фракций выходят с инициативами изменений бюджетного, налогового кодексов, но они не проходят. В нашей партии все процедуры завязаны на позитивный отзыв правительства. А правительство не идет на эти изменения. Наш комитет постоянно говорит о том, что надо менять финансовую систему в стране – местная власть должна обладать большими самостоятельными ресурсами.
Понятно, что мы должны перераспределять деньги между регионами ресурсными, добывающими. Второй процесс – нужно правильный баланс соблюсти, чтобы и на местах оставались деньги – и в регионах, и в муниципалитетах. Именно для самостоятельности решений по большей части вопросов, связанных с гражданской жизнью.
- Хотя бы небольшие изменения происходят в последние годы, которые способствуют самостоятельности местных муниципалитетов?
- Да, сейчас меняется акцизная политика. Мы приняли ряд законов, в частности, по алкоголю. Сейчас этот объем налогов уходит в федеральный бюджет. Но в течение ближайших пяти лет произойдет изменение, и большая часть акцизов на алкоголь будет оставаться в региональном бюджете. Это около 700-800 млн рублей для Воронежской области. Значит, и муниципалитетам достанется. Акцизы на топливо начали уже частично уходить в региональный бюджет.
В Госдуме приняли важный закон, который позволяет заключать межмуниципальные и межрегиональные соглашения по различным проектам местного значения. Таких как строительство дорог, мостов. У муниципалитетов появилась возможность давать друг другу кредиты. Если есть совместная проблема, то решить ее можно за счет привлечения бюджетного кредита или субсидии поселения из, к примеру, соседнего региона или другого заинтересованного в проекте поселения. Построить дорогу или мост через реку. Раньше такой возможности не было.
- А нужно ли в принципе работать над снижением дотационной зависимости местных муниципалитетов?
- В 2016 году, к примеру, шел обратный процесс. Мы тогда 1% налога на прибыль из региона передали в федеральный бюджет. Для Воронежской области это был 1 млрд рублей. Потом субсидиями и перераспределением регион, конечно, получил – и даже больше, чем этот миллиард, из федерального центра. Но вот в чем разница между своими деньгами и теми, которые получают? Своими деньгами муниципалитет распоряжается в рамках своих полномочий, а федеральными – в рамках строгих правил, это целевые средства.
Нужна хотя бы финансовая самостоятельность в пределах 1-3 млн рублей, чтобы каждый раз главам не приходилось просить денег в области. Тогда вопросы решаются и быстрее, и более качественно. У нас получается, что пока по вертикали дойдет, и асфальт к зиме укладывают.
- Как смотрится Воронежская область на фоне других субъектов РФ по уровню дотационной зависимости от федералов?
- Неплохо. И по объему федеральных средств, поступающих в наши бюджеты, и по качеству жизни и качеству экономики. В 20-ке субъектов находимся по качеству бюджетной системы и в целом по экономическому развитию. Я уже поездил по регионам и вижу разницу. Регион получает неплохие федеральные деньги, а это важно для тех целей, которые ставит перед экономикой губернатор.