Депутат Государственной Думы от Воронежской области ответил на вопросы нашего издания.
- В октябре начался новый конкурс «Лидеры России». Губернатор Александр Гусев пригласил воронежцев принять в нем участие. Главой администрации Павловского района (входит в ваш избирательный округ) в ноябре 2018 года был назначен Максим Янцов. Господин Янцов раньше работал в финансовых структурах. Он вошел в число полуфиналистов конкурса «Лидеры России» и получил назначение на руководящий пост в органах власти. Его предшественник Юрий Русинов ушел в отставку по истечении срока полномочий. Скажите, пожалуйста, заметили ли вы какие-нибудь отличия в работе главы Максима Янцова и его предшественника? Есть ли перспектива у заданного вектора — на высокие должности назначать участников и победителей конкурсов «Лидеры России» или «Команда будущего»?
- Рассуждать на эти темы можно бесконечно долго. Но попытаюсь ответить максимально коротко. Да, перспективно. Этот институт важен так же, как и другие возможности карьерного роста и варианты отбора на государственные должности – рост по должностной лестнице внутри органов власти, реализация значимых общественных или производственных проектов, участие в партийно-политической работе и так далее. Главное во всех случаях – открытость процедур.
Возвращаясь к началу вопроса, хочу отметить, что принципиальной целью работы руководителя любого муниципалитета должно быть развитие территории и создание комфортных условий для жизни людей. Этим руководствовался и Юрий Филиппович Русинов, эта же цель и у Максима Николаевича Янцова. Конечно, есть отличия в стиле, в использовании различного инструментария для достижения цели. Но сравнивать не считаю корректным, желаю успеха Павловскому району и результативной работы новому главе, уверен в его знаниях, компетенции и энергии.
- Вы три года работаете депутатом Государственной Думы от Воронежской области. К Вам обращаются жители области с различными проблемами, вы разбираетесь и помогаете в решении. Наверняка сталкиваетесь с ответами представителей власти, часто одних и тех же лиц. Как вы считаете, несменяемость представителей власти на протяжении пяти, десяти лет — для жителей это плохо, или все зависит от конкретного человека?
- Конечно, зависит от конкретного человека. Кто-то работает много лет, но неизменно стремится решить проблемы людей. Кто-то закостененелый бюрократ, для которого важно всего лишь вовремя отписаться. Кто-то на должности совсем недавно, но слой бронзы уже такой, как будто не он должен работать, а ему люди что-то должны. Здоровая ротация кадров, безусловно, нужна. Но ответ на этот вопрос не только в том, что конкретный чиновник засиделся на должности, тем более что абсолютное большинство из них не проходит через выборы. Заставить его относиться к проблемам людей с должным вниманием, неравнодушно может, на мой взгляд, только эффективный публичный контроль за деятельностью власти. Поверьте, бюрократ боится именно публичности.
- Губернатор Александр Гусев недавно заявил, что рассматривает вариант замены некоторых глав районов. По вашему мнению, где такая необходимость назрела и почему?
- Повторю, здоровая ротация кадров нужна как принцип. Определять необходимость замены – прерогатива губернатора.
- Глава Семилукского района Геннадий Швырков собирается в декабре покинуть пост. У него возник конфликт с фракцией КПРФ в Совете народных депутатов. Вы, возможно, не вдаетесь в кулуарные интриги, интересует вопрос — обращался ли Геннадий Швырков к вам за консультацией в связи с обострением взаимоотношений с коммунистами района? Известно, что в 2017 году вы давали господину Швыркова положительные отзывы как о профессиональном управленце.
- Семилукский район не входит в мой избирательный округ, мне не известны столь запутанные местные перипетии.
- Вы часто ездите в Москву, другие регионы, возвращаетесь в Воронеж. По вашему мнению, воронежцы за последние четыре года стали жить беднее, богаче или остались на прежнем уровне?
- Вопрос больше об ощущении. Ведь если говорить о том, сколько сегодня государством делается в социальной сфере, какие меры поддержки оказываются, например, материнству и детству, сколько вкладывается в инфраструктуру здравоохранения или образования и так далее, или возьмем, например, увеличение минимального размера оплаты труда, — все это и многое другое направлено на повышение качества нашей жизни. Но на встречах с людьми или на общественных приемах приходится слышать и негативные оценки, это тоже правда. Стало больше мнений, что нужен новый взгляд на вопросы справедливости в нашем обществе. Это ощущение зафиксировано как социологический факт. И я считаю, что мы должны дать правильные ответы на этот общественный запрос.
- Областной бюджет за последние полтора года выделил на благоустройство и социальную инфраструктуру Бобровского района больше 1 млрд. рублей. Такое впечатление, что скоро начнется переселение жителей Воронежа в этот район. В то же время в близлежащих районах (Хохольский, Семилукский, Нижнедевицкий) на некоторых оживленных трассах до сих пор нет уличного освещения, и денег в казне на проведение работ тоже нет. Как вы можете объяснить такое финансовое неравенство?
- Был такой анекдот о внучке декабриста, которая узнала, что революционеры в 1917 хотели, чтобы не было богатых. Странно, удивлялась она, а мой дед хотел, чтобы не было бедных…Поэтому сначала – о цели. Надо, чтобы не было «бедных» муниципалитетов. Для этого им нужна большая финансовая самостоятельность. Чтобы они могли решать насущные проблемы сами. Это и освещение, и местные дороги, и, главное, самостоятельная возможность проектировать объекты. Ведь сейчас что происходит? Нет проекта – не попал в программу. Не получил новую школу, новую больницу, новый детский сад. Пока доказал, добился – лидеры ушли еще дальше вперед.
Поэтому Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, членом которого я являюсь, целенаправленно предлагает изменить налоговую политику. Например, зачислять налог на доходы физических лиц – НДФЛ — в местный бюджет не по месту работы, а по месту жительства. Или транспортный налог вернуть на местный уровень. И так далее. Это будет выравнивать возможности муниципальных районов по решению важных вопросов. Так что справедливо и правильно – это когда все выйдут на уровень возможностей, например, Нововоронежа или Бобровского, Рамонского, Лискинского и других районов-лидеров. Не могу не отметить при этом, что губернатор Александр Викторович Гусев является активным сторонником повышения бюджетной самостоятельности муниципалитетов.
- Воронежские власти потратят до конца года 13 млн. рублей на проведение трех газопроводов и сетей в село Ярки, хутор Атамановка и хутор Козки. Я пообщалась в соцсетях с местными жителями. В каждой деревне живёт 40-50 человек старше 50 лет. Имеет ли смысл делать такие финансовые вливания?
- Конечно, имеет смысл! Таких обращений и ко мне поступает достаточно. Жить в комфортных условиях – полное право человека, а для государства – обязанность эти условия обеспечить.
- В 2020 году состоятся выборы в областную и городскую Думы. Ваше мнение — быть партийным спискам или двухмандатным округам?
- Я сторонник смешанной системы выборов, той, которая действует с 2015 года.
- Говорят, если будут двухмандатные округа, городским активистам и самовыдвиженцам будет проще избираться в депутаты. А вы можете назвать городских активистов Воронежа и достигнутые ими победы?
- Любой воронежец, кто выходит за рамки только своих личных интересов, достоин уважения и поддержки. Но сейчас я назову один проект, который, на мой взгляд, восхищает своей гражданской силой и, одновременно, вскрывает нравственные проблемы нашего общества. Это то, что делает Надежда Викторовна Стороженко и ее соратники в Песчаном Логу. Это настоящий патриотизм. И никакие выборы здесь ни причем.
- Скажите, пожалуйста, поступало ли к вам в этом году обращение от жителя или жителей, которое вас сильнее других расстроило и опечалило? Если да, о чем оно было?
- Знаете, печалит ведь не само обращение, а невозможность решить проблему быстро. Или когда понимаешь, что ее решить нельзя. Как правило, все такие обращения идут от людей незащищенных и касаются неисполнения государством своих обязательств. Вот были в этом году обращения от детей-сирот. Они уже много лет не могут получить жилье, которое им положено по закону. Выиграли суды. Начали разбираться, как всегда не хватает денег на покупку квартир для всех нуждающихся. Надеюсь, что проблему для них решим. Но в целом пока невозможно помочь всем, и это действительно расстраивает.
Хотя есть и другие случаи. Написали мне через соцсеть жители одного из районов, что в многоэтажке нет тепла. Позвонили, выяснили, местная администрация отреагировала сразу. Уже через несколько дней пришло сообщение и спасибо от людей. Вот эти два примера хорошо характеризуют тот поток обращений, который идет к депутату.
- Вы являетесь ярким сторонником придания финасовой самостоятельности сельским администрациям. Президент Владимир Путин озвучил, что нужно принимать системное решение, и отсутствие денег на местах — реальная проблема невозможности софинансировать инициативы федерального центра. Не понимаю, неужели, если администрации получат деньги, это обстоятельство уменьшит отток населения? Или речь идет о повышении комфортных условий проживания тех, кто не планирует уезжать?
- Выше я уже характеризовал эту проблему. Безусловно, она находится в зоне внимания президента, необходимые поручения им даны. Насчет оттока населения и наличия денег в местных бюджетах. Да, это взаимосвязанные вещи – качество жизни и желание остаться жить в малом городе, сельском районе. Конечно, есть другие объективные причины миграции в города, но сейчас речь не о них. Кстати, одной из целей новой программы комплексного развития сельских территорий ставится именно сохранение нынешнего баланса городского и сельского населения в стране. Достичь такую цель можно только через создание условий для полноценной жизни, работы и досуга. И деньги получают не администрации, а в конечном итоге люди – в виде инфраструктуры образования, медицины, спорта, культуры, качественной связи и так далее. Это то, на что направлена и эта конкретная программа, и многие другие.
- К вам обращались жители домов на улице Лизюкова с просьбой разобраться, как зеленый островок отдали под застройку. В сентябре принято решение — новостройку строители возведут в другом месте, на участке сделают сквер. Скажите, в этой истории вы на чьей стороне — горожан или закона? Ведь суд вынес решение: строить можно!
- История со сквером на Лизюкова долгая и не во всем понятная. Да, было решение суда. И застройщик, в принципе, мог реализовать свой проект. Но правильно ли это было бы? Считаю, что нет. Комфортная городская среда – это когда хорошо горожанам. Всегда говорю, что архитектурные вопросы – это в первую очередь вопросы политической воли. Каким быть городу, что оставим следующим поколениям? Об этом, в идеале, должны думать и застройщики, но прежде всего – власть, политики и общественность. Если следовать только строительным нормам и правилам, у нас мало бы осталось скверов и общественных пространств. Поэтому здорово, что губернатор принял такое принципиальное политическое решение и поддержал жителей.
- 30 ноября в Москве состоится Форум общегражданских инициатив. В секции местное самоуправление будет разбираться вопрос, плюсы и минусы назначения сити-менеджеров, возврат к всенародным выборам глав городов. Считаете ли вы, что назначение кандидата мэром через конкурс, а не прямые выборы делают слабой его связь с народом?
- Надо понимать, что и выбрать можно негодного кандидата, и назначенец может быть лучше многих избранных. Примеров каждый из нас может привести достаточно. Но если говорить о системности, о долгосрочной перспективе на многие годы вперед, о более четком реагировании на общественный запрос, о самостоятельности и отвественности принятия решений на местах и исполнения местных полномочий, то я сторонник всенародного избрания глав муниципалитетов. Но к этому должно быть готова не только власть, но и общество в целом, потому что эта ответственность взаимная. В этой связи результаты дискуссии на Общегражданском форуме для меня интересны и важны.