На очередном заседании воронежского клуба политологов его участники обсудили проблемы политической коммуникации в интернет-пространстве в условиях цифровизации. Ключевой спикер заседания Наталья Рябченко, доцент Кубанского госуниверситета (Краснодар), представила коллегам авторскую модель исследования политических эффектов на популярном видеохостинге Youtube.
По наблюдениям Натальи Рябченко, власти всегда опаздывают в своих попытках использования и регулирования интернет-коммуникаций. Характер и тип политического режима не оказывают здесь никакого влияния. Отставание вызвано неспособностью сложных систем быстро адаптироваться к высокой скорости обновления цифровых технологий. Сравнительный анализ позволил выявить специфику российского сегмента Интернета: в нашей стране нет сегментации аудитории по техническим платформам, аудитория группируется вокруг контента. Конкуренцию технических возможностей интернет-платформ сменяет этическая конкуренция: количество пользователей определяется не удобством навигации, а ограничениями содержания контента. Наиболее слабой внутренней цензурой отличается TikTok, что привлекает в него подростков 10-14 лет, которые пока не являются избирателями. Взрослые пользователи перетекают в Telegram, так как в нем меньше не только этических, но и политических ограничений. В результате происходит захламление интернет-пространства фейками, альтернативными фактами, что затрудняет классический социологический и политологический анализ.
Зарубежные и собственные исследования Натальи Рябченко позволили сделать следующие выводы. Во-первых, любой человек способен создать значимый контент (изображение, текст), способный запустить реакцию пользователей. Во-вторых, контент и его интерпретация больше подчинены пользователям социальных медиа, нежели своему создателю. Другими словами, говорящий в социальных сетях превращается в слушающего, слушающий - в говорящего. Такая замена происходит потому, что контент говорящего обрастает комментариями и интерпретациями, образуя расширяющуюся ветку слушающих. Оценить влияние комментаторов на смысл контента возможно специальными аналитическими методами.
В дальнейшем участникам заседания клуба политологов были представлены два конкретных примера применения сетевых аналитических технологий.
В первом примере политологам продемонстрировали экосистему российского сегмента Youtube, которым пользуются 87% российской интернет-аудитории. Анализ показал, что половина каналов российского Youtube зарегистрирована в США, что создает условия для информационного влияния. Для иллюстрации смены ролей в схеме «Говорящий-слушающий» был рассмотрен случайно выбранный воронежский видео-блогер Олег Капустин (26 тыс. подписчиков), последнее видео которого было просмотрено 65 тыс. раз и наполнилось 958 комментариями. Сетевой анализ выявил латентных лидеров мнений в дискуссиях. Они усиливают эффект контента блогера, интерпретируют смыслы, уводят дискуссию в сторону, но ее расширяют и обогащают. Роль латентных лидеров мнений (комментаторов) более значима на поведенческие стратегии слушающих, чем лидера мнений. Кроме того, сетевой анализ позволяет определить, на какое видео переходит пользователь после просмотра ролика лидера мнений: к конкурентам или сторонникам, какой эффект дал просмотр. При выборе блогера для политической рекламы нужно оценивать его окружение в сети. Блогеры среднего уровня обладают более чистой аудиторией, меньшим количество ботов в ветках комментариев.
Во втором примере были проанализированы два сообщества в социальной сети «В.Контакте» «Типичный» и «Подслушано» в 22 субъектах Федерации для анализа региональной специфики политических эффектов интернет-контента. Все сообщения в сообществах были сгруппированы по темам/проблемам: в Воронежской области пользователи сети обсуждают мусорную реформу, выборы, чиновников и коррупцию, пенсионную реформу. Сгруппированный интернет-контент со стороны губернатора Воронежской области Александра Гусева включал долги регионов, культуру, медицину, дороги и благоустройство городов. Другими словами, принимаемые решения по важным для интернет-аудитории темам не были в должной мере акцентированы среди других актуальных региональных проблем.
Предложенная методика позволяет разделить субъекты Федерации на четыре группы по уровню напряженности. Региональные власти получают возможность определить свое место и скорректировать информационную кампанию. Созданные недавно центры управления регионом должны помочь скорректировать содержание интернет-контента региональным властям, сделать информационные кампании региональных властей адресными.
Депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Марков поинтересовался методиками оценки актуальности политики в Интернете и возможностями оценки эффектов политической рекламы. По мнению Натальи Рябченко, гуманитарные науки в России повторяют классические западные модели. Методы классической социологии слишком затратны при анализе интернет-коммуникаций, новые методики анализа интернет-контента не требуют большого штата сотрудников, а только специфические навыки и знания. Как заверила эксперт Рябченко, в России нет площадок по политическим взглядам или другим интересам: политика прячется в ветках комментариев. Власти необходимо найти популярных говорящих, оценить их окружение и самим открыться для комментариев, позволяя снять эмоциональную напряженность.
Профессор ВГУ Александра Глухова зафиксировала новую историческую ситуацию, получившую название «цифровая эпоха», «гибридные коммуникации». Очевидны большая свобода участников коммуникации и стремление корпораций получать прибыль от свободной коммуникации. Власти традиционно стремятся к контролю коммуникаций. Новое поколение ценит и борется за свободу коммуникации и ограничения в отрасли и неизбежно радикализирует протест. Глухова ожидает расширения борьбы за дискурс, что потребует разработки этических стандартов дискуссий в сети.
По мнению депутата Госдумы Андрея Маркова, дискуссии на площадке воронежского клуба политологов всегда были свободными, а использование цифровых технологий не наложило на его участников никаких ограничений. Более того, география экспертов площадки существенно расширилась благодаря Интернету. Депутат предложил продолжить обсуждение темы, чтобы в год выборов в нижнюю палату российского парламента зафиксировать, как политика входит в социальные сети и как социальные сети влияют на политику. У кандидатов на выборные должности нет возможности долго объяснять свои идеи избирателю, современные процессы требуют быть быстрым, образным и ясно формулировать смысл. С другой стороны, сейчас в принципе трудно формировать и транслировать смыслы. Перефразируя Михаила Булгакова, депутат Андрей Марков выразил уверенность, что люди и их потребности остаются прежними, только цифровые технологии их улучшили. Можно констатировать, что без цифровых технологий и адекватных методов их исследования теперь никуда.