1 апреля в Воронеже прошло очередное заседание воронежского Клуба политологов. Результатами исследований гражданского и политического участия российской и западной молодежи поделился доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Роман Пырма.
Прежде всего, Роман Пырма призвал не поддаваться распространенному мифу о политической и гражданской пассивности молодежи. Электоральная активность молодежи в Соединенных Штатах, Германии, Великобритании растет, в то время как старшие группы теряют интерес к выборам. Что касается России, то, по данным ВЦИОМ и Центризбиркома, участие избирателей 18-34 лет практически не отличается от участия других возрастных групп, следовательно, активность молодежи поддается политтехнологической активизации.
И главным инструментом политизации молодого поколения стали социальные сети, которые при доступности Интернета превратились в высокоэффективные каналы распространения информации о различных политических вопросах. По словам Романа Пырмы, результаты онлайн-опроса молодежи показывают, что средняя продолжительность пользования Интернетом - четыре часа в сутки, в течение которых большинство развлекается (41%), решает вопросы профессиональной деятельности (29%), решает экологические (22%) и социальные проблемы местных жителей (20%). В офлайн молодые респонденты участвуют в выборах (62%), подают петиции (36%), а вот действия, требующие больших усилий, реализуют меньше (10%).
Треть опрошенных регулярно встречается в социальных сетях с протестным контентом. Самые привлекательные протестные темы - ущемление прав граждан, борьба с коррупцией, нарушения процедуры выборов, несправедливые решения власти. Только треть опрошенных внимательно знакомится с протестным контентом, в то время как другая треть - пропускает его, не вчитываясь в детали. Гуманитарии опережают представителей других специальностей как среди лидеров, так и активистов протестов.
В целом молодежь, как полагают эксперты, все активнее интегрируют цифровые технологии в традиционные формы гражданского и политического участия. Причем, это далеко не всегда касается протестной активности - согласно опросам, среди готовых к действию молодых людей лояльно настроенные к властям (26%) преобладают над оппозиционерами (13%).
Этот тезис вызвал немало споров. Так, доцент кафедры социологии и политологии Воронежского госуниверситета Денис Сосунов на основе итогов воронежских социологических исследований указал на политизацию молодежи в связи с низкой результативностью гражданской активности и низкой эффективностью социальных лифтов. По мнению воронежского эксперта, современные политики не умеют общаться с молодежью на ее языке, раздражаются от неудобных вопросов, предпочитают вертикальную доминирующую модель взаимодействия.
Депутат Воронежской облдумы от «Единой России» Кристина Кулешова, проявившая себя на площадке молодежного правительства области, а теперь занятая формированием регионального молодежного парламента, возразила: среди активной молодежи, по заверению Кулешовой, только единицы настроены на профессиональный рост в органах власти и напряженную работу по перемещению в социальных лифтах.
В свою очередь, депутат Государственной Думы ФС РФ Андрей Марков отметил, что прозвучавшая критика в вопросах о социальных лифтах для молодежи может говорить о том, что этот термин в современных российских реалиях воспринимается зачастую в «пассивном залоге»:
- «Социальный лифт» - это вовсе не персональный автомобиль, предполагающий пассивность молодого человека - дескать, ты сел в него, и он сам тебя повез безо всякого твоего участия, - говорит Андрей Марков. - Нет, это жизненная лестница с большим количеством ступеней, и преодоление каждой «ступеньки» предполагает и личную активность, и готовность человека к саморазвитию, и напряженную работу. Поэтому нужно создавать больше условий для активности, реализовывать актуальные и интересные для молодежи форматы действий. Только тогда активные молодые люди смогут себя проявить и найти свою дорогу.
Гость Клуба политологов Роман Пырма согласился: государство создает возможности и условия для гражданской активности. По его мнению, своеобразной дверью в политику для молодежи в предвыборный период должна стать гражданская активность. Участвуя в волонтерских проектах, молодежь приобретает идейный опыт, патриотические ценности и смыслы.