Cостоялось очередное заседание Воронежского клуба политологов, посвященное достоинствам и недостаткам двухуровневой системы органов местного самоуправления в России.
Проблемы реформирования органов местного самоуправления уже не раз становились предметом обсуждения на площадке клуба. Ряд причин заставил Клуб вернуться к обсуждению этой темы сейчас. Главная из них состоит в том, что Федеральным Собранием приняты поправки к ФЗ № 131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», согласно которым региональные парламенты своим решением могут объединять несколько поселений в городской округ. Сторонники данной поправки убеждают общественность в том, что данная практика уже давно стала реальностью в Московской, Магаданской, Ярославской и других областях. Создание городского округа из нескольких поселений дает правовые основания для упразднения органов МСУ первого уровня – т.е. исполнительных и представительных органов городских и сельских поселений.
Накануне заседания клуба его постоянный участник, депутат Государственной Думы от Воронежской области Андрей Марков выступил с федеральной законодательной инициативой объединения малочисленных сельских поселений в составе муниципальных районов в муниципальные (сельские) округа. Данная инициатива вызвана действием двух объективных факторов: низкой бюджетной обеспеченностью некоторых органов местного самоуправления первого уровня и существенным снижением численности населения в этих поселениях. Понимая, что сельские поселения значительно отличаются друг от друга, депутат настаивает на том, чтобы возможностью объединения воспользовались только в тех органах местного самоуправления, в которых оно оправдано.
Еще одна причина интереса к теме местного самоуправления связана с уникальным проектом по стимулированию создания органов территориального общественного самоуправления (ТОС) в Воронежской области и наполнения их деятельности реальным смыслом, реализуемом региональными властями.
Гости Клуба - заведующая кафедрой конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, доктор юридических наук, профессор Т.М. Бялкина и заместитель председателя Комитета по местному самоуправлению, связям с общественностью и средствам массовых коммуникаций Воронежской областной Думы, член Правления «Общенациональной ассоциации ТОС» А.Н. Зубков поделились с присутствующими своими наблюдениями по рассматриваемому вопросу.
По мнению профессора Бялкиной, общий вектор развития местного самоуправления в России направлен на постепенную передачу муниципальных полномочий региональной власти. Фактически же происходит изъятие финансоёмких полномочий у муниципальных органов. Принятые в марте этого года поправки к закону по процедуре создания городского округа – по мнению профессора – несут разрушительный потенциал для всей системы власти на местах. Любые структурные преобразования должны проходить при согласии на них населения. В Московской области данные преобразования проходили без учета мнения жителей региона.
Также Т. Бялкина указала на ряд противоречий внутри базового федерального закона, в том числе на отсутствие четко прописанной процедуры определения «согласия жителей» на преобразования структуры органов местного самоуправления и определения понятия «населенный пункт».
В тоже время, введение уровня термина «муниципальный сельский округ» является выходом для регионов с большим количеством малочисленных населенных пунктов. Малочисленность и депрессивная экономика не позволяют поселковым органам власти сформировать собственный бюджет, позволяющий полноценно осуществлять свои полномочия. В Европе достаточный бюджет формируют поселения от 8 тыс. жителей и выше.
Как заметил профессор А. Соломатин, в 57% сельских поселений Воронежской области проживает менее одной тысячи жителей, а в 22 сельских поселениях вообще никто не живет. Поэтому «мы обречены объединяться».
На своем примере глава Русско-Буйволовского сельского поселения Павловского муниципального района Ю.Шевченко рассказал об избыточности поселковых муниципальных органов: бюджет наполняется только земельным налогом (по которому огромные недоимки), а большинство государственных и муниципальных услуг великолепно выполняют структуры многофункциональных центров «Мои документы».
Депутат Воронежской областной Думы А. Зубков представил результаты реализации программы поддержки ТОС в Воронежской области. Уже третий год региональный бюджет на конкурсной основе софинансирует проекты ТОС по благоустройству территорий. В этом году количество поданных заявок превышает 700, а общая сумма грантового фонда составляет 60 млн. руб. (60 млн. – в 2016 и 20 млн. – в 2015 г.). Количество ТОС увеличились до 1200, из них 530 ТОС находится в областном центре. Этого удалось достичь во многом благодаря упрощению процедур регистрации ТОС и предоставления финансовых средств. Но главный результат развития органов ТОС состоит не в их количестве, а в закрепляющейся практике самостоятельного решения жителями проблем своих территорий. ТОСы становятся своеобразной школой ответственного гражданского действия. С этого года конкурсные процедуры предполагают публичную защиту председателями ТОС своих проектов и возможность подачи заявки в режиме он-лайн.
Конечно, органы ТОС не могут полностью заменить собой местные органы власти. Однако демографические и экономические факторы делают объединение ресурсов ОМСУ оправданным, а деятельность ТОС создает условия для соучастия граждан в жизни своего сообщества. Ведь органы местного самоуправления не должны быть формальным и бесполезным учреждением. Местное самоуправление – это инструмент благоустройства и развития территории.