В Государственную Думу РФ в развитие положений Конституции и недавно принятого закона о системе публичной власти внесён законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти России".
Как пояснил один из авторов законопроекта, Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, данный законопроект подготовлен в развитие принятых недавно поправок в Конституцию Российской Федерации и является следующим этапом в выстраивании единой системы публичной власти в стране. Законопроект предусматривает упрощение правовых конструкций, уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях ее приведения в соответствие с правовой природой местного самоуправления.
Депутат Государственной Думы член Комитета ГД по региональной политике и местному самоуправлению Андрей Марков так прокомментировал данный законопроект:
- Организация местной власти в понимании инициаторов законопроекта унифицируется и оставляется только одноуровневая. Меняется статус главы муниципалитета, который по проекту закона одновременно с должностью муниципальной службы будет занимать должность государственной службы субъекта Федерации. Влияние высшего должностного лица региона (губернатора) на формирование и деятельность местных органов власти возрастает. Но ровно в той же мере вырастает и его прямая ответственность за то, что происходит в муниципалитете, и как решаются проблемы граждан. Есть новации в перераспределении полномочий между местным и государственным уровнем власти и так далее.
Первое впечатление: предлагается кардинальная перестройка местного самоуправления в логике взаимной ответственности уровней публичной власти, концентрации усилий и ресурсов на решении «сквозных» социально-экономических задач и достижении национальных целей развития. Собственно, это отражение фактического положения дел, существующего в настоящий момент. Какой вид законопроект получит к третьему чтению зависит от качества обсуждения, которое будет происходить и в Думе, и в регионах, и на общественных площадках, объединяющих представителей местного самоуправления.
Также законопроект закрепляет за городскими и муниципальными округами одинаковый объем неотъемлемых полномочий, направленных на непосредственное решение местных задач.
Законопроектом предлагается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования — муниципальных выборов.
Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. В последнем случае избрание главы муниципалитета осуществляется представительным органом из своего состава либо из числа кандидатов, представленных главой региона.
Усиливается ответственность глав муниципальных образований и руководителей местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые закреплены указами Президента РФ. С соответствующей инициативой глава субъекта вправе обратиться в представительный орган муниципального образования. Кроме того, глава субъекта вправе вынести предупреждение или объявить выговор главе муниципального образования и руководителю местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных полномочий.
Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — пять лет.
Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.