Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание с членами Правительства, прсвященное развитию внутреннего туризма в 2023 году.
Предлагаем вам выдержки из стенограммы заседания правителства, касающиеся наиболее важных мметов развития туристической отрасли.
В.Путин: Добрый день!
Среди вопросов экономического характера сегодня в силу целого ряда причин – мы хорошо об этом знаем – одним из актуальных является вопрос развития внутреннего туризма. Мы этим сегодня и займёмся в качестве основного вопроса...
М.Решетников (министр экономического развития): Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Сегодня повышенный спрос на путешествия по стране является стимулом для ускоренного развития туризма. По итогам девяти месяцев прошлого года отрасль продемонстрировала рост почти на два процента – 1,8 процента – год к году. При этом число туристических поездок с размещением в гостиницах к прошлому году выросло на восемь процентов и составило 62 миллиона человек. Выходим практически на доковидный уровень, несмотря на закрытие южных аэропортов.
Это напрямую связано с принятыми по Вашему поручению, Владимир Владимирович, решениями в прошлом году, в частности, с реализованной программой возврата части стоимости путёвки. У нас этим механизмом воспользовались почти 3,5 миллиона человек, из них более 800 тысяч детей по программе детского кешбэка.
При этом в отрасли идут структурные изменения. За год число номеров в классифицированных отелях и гостиницах увеличилось на 47 тысяч и достигло 777 тысяч номеров. Число организованных туров по России выросло на 16 процентов, и доля таких туров достигла 30 процентов.
Активно вовлечены в туристическую повестку регионы. В прошлом году в рамках национального проекта более 30 регионов получили субсидию на туристическую инфраструктуру, на оборудование, кемпинги. В общей сложности без учёта модульных гостиниц это было пять миллиардов рублей. В этом году в нацпроекте участвуют уже 63 региона, и общий объём их поддержки составит 13,8 миллиарда рублей, то есть мы видим практически трёхкратный рост.
При этом помимо традиционных лидеров по турпотоку – Москвы, Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Крыма, Татарстана – у нас впечатляющие темпы роста показали Тыва и Камчатка, растёт интерес к Владимирской, Псковской, Вологодской областям. Это новые точки на карте внутреннего туризма, как раз формат «выходного дня».
При этом сейчас задача регионов – это активнее готовить земельные участки для строительства гостиниц, кемпингов, плотнее работать с инвесторами и использовать для этого все инструменты поддержки инвестиций, которые у нас есть.
В конце прошлого года также удалось решить ряд дополнительных задач, которые были поставлены. Во-первых, поддержали более 1,5 тысячи предпринимателей в Крыму и Севастополе, поскольку эти регионы у нас столкнулись в силу ограничений с падением туристического потока. Закрыли также тему с компенсацией туроператорам расходов на вывоз туристов из-за рубежа в феврале–мае из-за действий недружественных стран.
При этом само по себе развитие отрасли на этом этапе требует уже комплексного подхода, это в первую очередь вопросы балансировки выездного и внутреннего туризма, вопросы международного взаимодействия, интеграции с транспортными маршрутами, поддержки частных инвестиций в строительство новых гостиниц, вопросы оказания государственных услуг. Всеми этими вопросами мы занимаемся в рамках совместной работы с Минстроем, Минтрансом, Министерством природных ресурсов и другими коллегами.
При этом мы выработали ряд предложений, которые просим рассмотреть, и они все направлены на преодоление главного ограничения, а именно: нехватки отелей и номерного фонда.
Первое предложение – предлагаем часть ресурсов нацпроекта перенаправить на программу грантовой поддержки строительства модульных гостиниц. У нас такая программа работала в прошлом году, и она была очень востребована и регионами, и бизнесом. Мы более трёх тысяч номеров получим в результате её реализации. При этом сам по себе объём заявок у нас был в три раза больше, чем тот объём средств, который на неё имелся.
Поэтому предлагаем в рамках нацпроекта выделить ещё восемь миллиардов рублей на ближайшие два года. Эти деньги пойдут по той же схеме, то есть когда бизнес вводит соответствующую модульную гостиницу, он получает компенсацию только при условии, что он это ввёл [в эксплуатацию]. И предлагаем программу сосредоточить на двух основных сегментах.
Первый сегмент – это небольшие семейные отели, как правило, до 15 номеров. Второй сегмент – это уже крупные комплексы – от 100 номеров, в том числе и на базе действующих гостиниц. Это очень эффективно, многие отельеры об этом говорят, когда мы уже на базе действующих крупных гостиниц, где вся инфраструктура есть, размещаем эти небольшие модули, домики между деревьев и так далее. Это недорого, но это очень существенно наращивает и номерной фонд, и при этом качество остаётся высоким.
Мы обсуждали на прошлой неделе этот вопрос с отельерами и туроператорами. Они считают эти две модели очень эффективными. При этом, Владимир Владимирович, если поддержите, мы бы отбор сразу провели и на 2023, и на 2024 год – единый отбор, чтобы бизнес уже максимально мог в 2023 году это всё построить. Если что, мы часть денег им отдадим в конце года, как введут, а часть – соответственно, в начале 2024 года. Там небольшой кассовый разрыв, мы его другими инструментами бизнесу поможем закрыть, я тоже о нём скажу.
Второй момент. У нас в структуре номерного фонда 60 процентов – это малый бизнес. И в прошлом году Корпорация МСП совместно с Банком России запустили специальную программу по поддержке инвестиций малого бизнеса до одного миллиарда рублей по ставке до четырёх процентов. Это в рамках нашего большого нацпроекта по малому бизнесу и работы с Банком России.
За четыре месяца компании туротрасли 20 процентов от общего объёма лимитов взяли на себя. Было поддержано 74 проекта на семь миллиардов рублей. У нас в этом году лимит по этой программе увеличивается до 100 миллиардов рублей. И мы отдельную работу проведём, чтобы доля туротрасли выросла, то есть с банками, с малым бизнесом будем активно продвигать эти проекты.
Также мы предлагаем создать отдельный продукт как раз для модульных гостиниц уже в рамках действующей программы льготного кредитования МСП – как раз чтобы, когда они начинают сроить, они же строят за свои [средства], а мы им уже в конце инвестиционного цикла компенсируем, чтобы на этот период у них был доступ к недорогим кредитам, и, соответственно, поддержим.
Третий момент, третье предложение. У нас ключевым инструментом для строительства гостиниц является программа льготного кредитования крупных гостиниц по ставке от трёх до пяти процентов на 15 лет. Её подробно обсуждали на Госсовете во Владивостоке под Вашим руководством. На сегодняшний момент отобрано 89 проектов на 430 миллиардов рублей. По этим проектам мы ставим задачу, чтобы бизнес максимально ответственно отнёсся к своим обязательствам и ускорил ввод этих объектов. При этом сам по себе спрос на эту программу, Владимир Владимирович, сохраняется. У нас, во-первых, остались проекты, которые не вошли в первую программу. У нас более 40 проектов… В общем, мы отказали на том этапе. Плюс сейчас бизнес подтверждает, что за эти полгода достаточно много новых проектов появилось, бизнес активно идёт в инвестиции и поэтому просит поддержать, объявить новый отбор. Мы предлагаем поддержать, объявить новый отбор проектов, а саму программу предлагаем сделать более эффективной. Что предлагаем?
Первое – сконцентрировать ресурсы на создании отелей из сегмента три и четыре звезды, они наиболее востребованы туристами. И, например, по первой программе у нас из 28 тысяч номеров только 19 процентов – это три звезды, ещё чуть более 50 процентов – четыре, всё остальное – «пятёрки». Поэтому мы предлагаем всё-таки акцент сдвинуть именно в сторону в первую очередь трёхзвёздочных гостиниц, чтобы максимально увеличить этот доступный фонд.
Второй момент – мы предлагаем снизить предельную стоимость номера и установить её только для субсидируемой части, в зависимости от «звёздности» гостиниц. Иными словами, инвестор может вложить и больше, он может и в трёхзвёздочную гостиницу больше норматива вложить, и в «четвёрку», и в «пятёрку». Но субсидировать – льготная ставка будет действовать только в пределах норматива.
При этом бизнес особо просит продолжать поддерживать проекты по реконструкции гостиниц. У нас достаточно много всё-таки номерного фонда, который требует глубокой реконструкции. Мы предлагаем поддержать, но норматив предлагаем установить на 20 процентов ниже, чем для строительства новых гостиниц.
Ну и, наконец, третий момент – мы предлагаем установить несколько групп территориальных приоритетов.
Первый такой приоритет и самый важный – это гостиницы в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа. У нас таких ОЭЗ создано десять штук: на Байкале, на Алтае, на Северном Кавказе и в Тверской области. И также в первый приоритет предлагаем отнести и новые территории.
Мы дополнительно ещё эту приоритизацию проработаем и с регионами отработаем, с бизнесом, но на сегодняшний момент абсолютные приоритеты видятся так.
Всё это позволит нам снизить среднюю стоимость номера и обеспечить строительство 20 тысяч номеров. Мы предполагаем, что эффективность у нас в расчёте на номер должна повыситься где-то в 1,5 раза. Такой KPI мы для себя ставим. Льготный портфель может составить до 200 миллиардов рублей. Тоже просим это поддержать.
Ещё одно предложение касается работы туроператоров, они у нас столкнулись с проблемой. У нас в июле был подписан закон об обнулении НДС для гостиниц – во многом поэтому у нас такой спрос на инвестиции в гостиницы, потому что это, конечно, системообразующее и, в общем, веховое решение оказалось. А ранее, до этого, мы с вами обнулили НДС для многих железнодорожных и авиаперевозок, в результате у нас туроператоры, которые оптом по факту приобретают места в гостиницах и заказывают перевозки, сами НДС по-прежнему платят. И получается, у них входящий НДС нулевой, а исходящий НДС они должны платить 20 процентов со всей суммы.
НДС стал играть роль такого оборотного налога, и у нас системные, крупные туроператоры начали проигрывать конкуренцию либо небольшим компаниям, которые на упрощённой системе налогообложения, либо платформенным решениям, которые по другим схемам работают. А нам туроператоры для развития туристической отрасли крайне необходимы, потому что они и «раскатывают» новые маршруты, и гарантируют этот комплексный продукт и качество и так далее. То есть это такие действительно системообразующие организации в отрасли.
Поэтому мы в Правительстве проработали, и есть предложение освободить от НДС туристический продукт, но, Владимир Владимирович, только если, конечно, это внутренние поездки или въездной туризм, только в этом случае – для развития именно внутри страны. Предлагаем меру уже распространить задним числом, с 1 января этого года, и продлить до июля 2027 года – синхронизировать с гостиницами, у нас там тоже НДС на пять лет введён. Просим эту инициативу поддержать, это действительно будет очень важный шаг вперёд.
Владимир Владимирович, повестка у нас по развитию туризма очень большая. Это и запуск законодательства о регулировании гостевых домов, придание статуса кемпингам, вопросы курортного сбора, повышение ответственности отрасли перед туристами. Мы продолжаем разработку обновлённого отраслевого закона, готовим предложения по выходу отрасли из тени, по продолжению этого процесса, и, конечно, ждём принятия закона о туризме на особо охраняемых природных территориях.
При этом в фокусе внимания у нас находится реализация знаковых региональных проектов: «Новая Анапа», «Великий Волжский путь», Каспийский кластер, Дальний Восток, Алтай и другие. Мы поддерживаем их реализацию, в том числе с использованием ресурсов корпорации «Туризм.РФ» – 38 миллиардов на поддержку инвестпроектов через корпорацию тоже предусмотрены, это существенный ресурс. И увязываем всё это с планированием развития инфраструктуры, с мастер-планированием, где активно ведём работу вместе с ВЭБ.РФ.
Дополнительно по запросу бизнеса мы сейчас прорабатываем предложения по созданию, по поддержке «тяжёлой» инфраструктуры, а именно канатных дорог и тематических парков развлечений, то, что нам нужно, чтобы обеспечить постоянную загрузку отелей, в том числе и в несезон.
Конечно, ключевой вопрос транспорта для нас – это существенная составляющая стоимости туристических поездок, 60 процентов у нас себестоимости. Поэтому мы здесь вместе с [Министром транспорта] Виталием Геннадьевичем [Савельевым] занялись сопоставлением пассажирских перевозок и туристических потоков и синхронизацией этих процессов. Но здесь у Виталия Геннадьевича отдельный доклад.
Владимир Владимирович, такой комплексный подход по поддержке туризма обеспечит, я уверен, положительную динамику и номерного фонда, и всей инфраструктуры, которая нужна нашим жителям, чтобы путешествовать по стране, отдыхать, и гостям из других стран приезжать сюда.
Благодарю за внимание.
В.Путин: Понятно.
Как Минфин-то относится к этим предложениям по НДС? Там надо иметь в виду, что, конечно, эти туроператоры не могут предъявить НДС к вычету, это ставит их в очень сложное положение.
Антон Германович, как?
А.Силуанов (министр финансов): Да, Владимир Владимирович, мы проработали этот вопрос в Правительстве. Согласованное предложение. Несмотря на сокращение доходной базы – она незначительная, порядка трёх-четырёх миллиардов рублей, но это абсолютно справедливое предложение, которое позволит ещё раз простимулировать туристический бизнес. Поддерживаем предложение.
В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.
Пожалуйста, Виталий Геннадьевич.
В.Савельев (министр транспорта): Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Туристический рынок России активно развивается, отечественные курорты становятся более востребованы среди наших граждан. А под изменившиеся потребности туристов транспортный комплекс переориентирует маршруты и провозные мощности. Это позволит полностью удовлетворить спрос индивидуальных путешественников и организационных групп.
Я подробно остановлюсь на каждом виде транспорта.
В части гражданской авиации отмечу, что находящийся в распоряжении российских авиакомпаний парк пассажирских воздушных судов составляет 1164 единицы. Он в полной мере удовлетворит спрос на внутренние и международные перевозки.
Согласно проведённому анализу, наибольший туристический пассажиропоток в 2023 году традиционно приходится на 22 города: это Сочи, Астрахань, Владивосток, Грозный, Екатеринбург, Казань, Калининград, Санкт-Петербург и другие.
Авиакомпании активно распределяли свои провозные мощности на туристические направления. Так, в 2022 году пассажиропоток в сочинском аэропорту вырос на 16 процентов: с 11 миллионов пассажиров в 2021 году до практически 13 миллионов в 2022 году.
В этом году ожидаем прирост на сочинском направлении ещё на один миллион пассажиров, то есть около 14 миллионов пассажиров за год. В Минеральных Водах рост к 2021 году составил более 25 процентов – с трёх до четырёх миллионов пассажиров. В 2023 году ожидаем увеличение трафика ещё на 400 тысяч пассажиров. Общий пассажиропоток на этом направлении составит порядка 4,4 миллиона пассажиров.
Из общего объёма субсидий по трём ключевым программам в 27,2 миллиарда рублей на данные 22 города приходится 16,6 миллиарда рублей. Это примерно 61 процент. Объём субсидированных перевозок, связанных с этими городами, по 335 авиационным маршрутам будет на 10 процентов больше, чем годом ранее, и пассажиропоток достигнет 3,3 миллиона человек. А в целом 2022 год благодаря Вашей поддержке, уважаемый Владимир Владимирович, был рекордным по объёмам выделенных средств из федерального бюджета – 174,2 миллиарда рублей, за счёт которых было перевезено более 95 миллионов человек, несмотря на временное закрытие 11 аэропортов юга.
В 2023 году мы планируем перевезти более 101 миллиона пассажиров. Соответствующие планы доведены до авиакомпаний. Отмечу, что итоговый объём перевозки может быть несколько скорректирован с учётом продления режима закрытия 11 аэропортов юга России.
До конца февраля авиакомпаниями будет завершена работа по формированию весенне-летнего расписания на 2023 год. При общем сохранении действующей маршрутной сети планируется увеличение количества рейсов, в частности, «Аэрофлот» планирует ввод новых региональных рейсов в Минеральные Воды из Самары, Казани, Перми, Екатеринбурга и Уфы. Также вводится и прямой рейс из Хабаровска в Санкт-Петербург, продолжается туристическая программа региональных рейсов в Сочи.
Также наблюдаем значительный рост предложения со стороны авиакомпании «Сибирь». В 2023 году авиакомпания продолжит делать акцент на развитии туристического продукта [по направлению] на Байкал. Так, месячный объём предложений кресельной ёмкости в августе в Иркутск и Улан-Удэ составит 280 тысяч кресел, что на 47 процентов больше аналогичного периода прошлого года. Маршрутная сеть увеличится до 26 маршрутов.
Будут развиваться полёты и в Сибирский федеральный округ. Так, например, планируется открытие рейсов из Новосибирска в Кызыл, что позволит зафиксировать полёты во все крупные города вдоль Енисея, расположенные от истока до его устья.
Дальнейшее развитие получат транзитные маршруты через базовый для авиакомпаний Сибири аэропорт Новосибирска с целью улучшения транспортных связей между регионами. Кресельная ёмкость будет увеличена на семь процентов и достигнет ежемесячных значений в 730 тысяч мест. Тем самым доля выставленных кресел в обход Москвы в маршрутной сети авиакомпании в летние месяцы увеличится с 41 процента в 2022 году до 47 процентов в текущем году.
Уважаемый Владимир Владимирович, с целью стимулирования мобильности населения, спроса и поступательного увеличения перевезённых пассажиров Вами было одобрено предоставление субсидий российским авиакомпаниям за выполненный пассажирооборот. Учитывая, что нами проводится планомерная работа по выкупу воздушных судов у иностранных лизингодателей, мы планируем снижать объёмы запрашиваемых субсидий пропорционально количеству выкупаемых самолётов. Соответствующее обращение будет направлено в Правительство в ближайшее время.
В части железных дорог приоритетное туристическое направление – это Черноморское побережье и Минеральные Воды. В 2023 году объём перевозок пассажиров по данному направлению прогнозируется не ниже уровня 2022 года. При этом в летний туристический сезон 2022 года в южном направлении без учёта Крыма перевезено 10,4 миллиона пассажиров, что на 30 процентов больше аналогичного периода в 2021 году. Данный рост обусловлен временно закрытыми аэропортами юга России.
На летний туристический сезон 2023 года будет предложено более 13 миллионов мест в свободной продаже. Таким образом, сформирован резерв, доступное к продаже число мест: на 29 процентов – это примерно три миллиона, будет выше продажа, чем в 2022 году.
Отдельно остановлюсь на [транспортном] сообщении с Крымом. Из-за временного закрытия аэропорта Симферополя в летний туристический сезон 2022 года в сообщении с Крымской железной дорогой перевезено 2,2 миллиона пассажиров, что на 76 процентов больше аналогичного периода 2021 года.
В 2023 году в сообщении с Республикой Крым планируется обеспечить перевозку трёх миллионов пассажиров, и эту серьёзную нагрузку берёт на себя РЖД. Мы говорили с Олегом Валентиновичем Белозёровым, он считает, что это посильная нагрузка – мы увеличим с 2,2 миллиона до трёх миллионов пассажиров в период с мая по сентябрь 2023 года, и это увеличение составит порядка 36 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года.
Перевозчиком «Гранд Сервис Экспресс» за счёт поставок 38 новых вагонов и привлечения в аренду более 400 вагонов планируется увеличить количество пар поездов с 17 до 22. Всего перевозчиками в 2023 году планируется привлечение дополнительно около 680 пассажирских вагонов. Таким образом, планируем обеспечить достаточные провозные мощности на всех маршрутах в южном направлении.
В этом году мы также рассчитываем сформировать дополнительно около 10 мультимодальных маршрутов к 43 имеющимся на наиболее тяготеющих к туристическим кластерам направлениях: это курорты Алтая, Черноморского побережья, Золотого кольца и другие.
Отмечу, что за прошлый год в прямом смешанном сообщении по данным 43 маршрутам перевезено более 40 тысяч пассажиров. В планируемом году мы планируем перевезти более 50 тысяч пассажиров.
На данных мультимодальных маршрутах отдыхающие смогут приобрести так называемый единый билет, который позволит воспользоваться всеми предусмотренными маршрутами, всеми видами транспорта для доставки к месту отдыха и в обратном направлении. Отмечу, что мультимодальные перевозки повышают доступность туристических мест отдыха для граждан, а также благоприятно влияют на развитие автобусного сообщения в регионах.
В отношении морского транспорта отмечу рекордный спрос на перевозки скоростными судами: в прошлом году в Черноморском бассейне перевозки выросли более чем на 45 процентов. В 2023 году планируем прирастить ещё на 15–20 процентов к уровню прошлого года и перевезём примерно 52 тысячи пассажиров.
Перевозки в прошлом году обеспечивались тремя новыми российскими скоростными судами – двумя «Кометами» и одним катамараном «Грифон». Рейсы выполняют частные компании, есть господдержка, но только для «Кометы». В этой связи просили бы поддержать решение о господдержке и на катамараны, для того чтобы обеспечить работу в предстоящую навигацию. Это дополнительно примерно 105 миллионов рублей по результатам прошлого года. Средства мы найдём в пределах предусмотренного Минтрансу объёма финансирования.
В части обеспечения транспортной составляющей круизного судоходства в 2023 году готовы к приёму круизных судов современные крупные терминалы в Санкт-Петербурге, Сочи, Владивостоке и Петропавловске-Камчатском.
Мы наблюдаем спрос на туристические перевозки и на реках России. В 2022 году по туристическим маршрутам внутренним водным транспортом в круизных поездках перевезено более 320 тысяч туристов. Рост составил 35,5 процента к 2021 году. Кроме того, по итогам 2022 года по организованным экскурсионно-прогулочным маршрутам внутренним водным транспортом перевезли порядка 1,7 миллиона человек, что превышает показатель 2021 года более чем на треть. В 2023 году ожидаем рост перевозки до трёх миллионов пассажиров.
Несколько слов про автомобильные дороги.
В летнем сезоне 2023 года планируем сдать 35 километров обхода Аксая на трассе М-4 «Дон» в Ростовской области. Также к пику летнего сезона планируется запустить движение по дальнему западному обходу Краснодара протяжённостью 52 километра. Дорога позволит перенаправить транзитный трафик из населённых пунктов, улучшит экологическую ситуацию, увеличится пропускная способность дальних подходов к Крымскому мосту, сократится время в пути к Черноморскому побережью.
До конца года мы также дадим старт движению по автодороге М-12 от Москвы до Казани.
Уважаемый Владимир Владимирович, транспортный комплекс к туристическому сезону готов. Минтрансом России и предприятиями отрасли сделано всё, чтобы обеспечить нашим гражданам нормальные поездки и сделать их доступными, комфортными и безопасными.
Доклад закончил.
Спасибо за внимание.
В.Путин: Виталий Геннадьевич, в 2021 году сколько у нас было перевезено пассажиров авиационным транспортом, не помните?
В.Савельев: В 2021 году – 111 миллионов.
В.Путин: В этом году мы планируем 101, да?
В.Савельев: Да. Мы приняли целую программу до 2030 года, где по годам выверено. В 2022 году мы должны были перевезти 100 миллионов пассажиров, мы перевезли 95, но если 11 аэропортов [юга и центральной части] мы бы открыли, то добавить надо ещё плюс 19, то есть мы бы перевезли 114, мы перевезли бы в 2022 году больше, чем в 2021 году.
В.Путин: Понятно. Ясно. Спасибо.
Максим Геннадьевич упомянул о работе особо охраняемых территорий. В этой связи хотел бы дать слово Александру Александровичу Козлову.
Пожалуйста, Александр Александрович.
А.Козлов (министр природных ресурсов и экологии): Добрый день, Владимир Владимирович, Михаил Владимирович, коллеги!
75 миллионов гектаров нашей страны – это особо охраняемые природные территории федерального значения. Свыше 50 миллионов гектаров приходится на сушу, остальные – морская акватория. Из всех этих площадей только на шести миллионах гектаров можно заниматься рекреационной деятельностью. Именно там проложены экологические тропы и маршруты, оборудовано 1,5 тысячи туристических стоянок, то есть там, где можно припарковать автомобиль, перекусить или передохнуть. Работают 290 визит-центров, 135 музеев и 115 точек, где можно скрытно наблюдать за дикими животными. Вся эта инфраструктура в прошлом году выдержала огромный наплыв гостей. Особо охраняемые природные территории посетили 14 миллионов человек, это на 32 процента больше по сравнению с 2021 годом. Безусловно, самые популярные территории находятся в крупных городах: это Кисловодский национальный парк – свыше пяти миллионов туристов в прошлом году, Сочинский национальный парк – почти два миллиона человек, «Красноярские Столбы» – один миллион человек.
Вырос турпоток и на территориях, которые расположены удалённо, и туристы едут туда целенаправленно. Так, Хвалынский национальный парк в Саратовской области посетило 80 тысяч человек, Алтайский заповедник – 69 тысяч, «Онежское Поморье», в Архангельской области, – 31 тысяча, причём у «Поморья» огромный прирост по сравнению с позапрошлым годом, когда национальный парк посетило всего семь тысяч человек.
Большим спросом в прошлом году пользовался детский экспедиционный туризм. Это смены от семи дней до трёх недель как в палаточных, так и в стационарных лагерях. Почти восемь тысяч детей со всех регионов побывали в 52 национальных парках и заповедниках. Очень большой рост: в 2021 году эта цифра составляла 4,5 тысячи детей, в 2020 году – 2,5 тысячи. У направления большой потенциал, но с учётом практики мы столкнулись с некоторыми ограничениями. Например, нормативы для лагерей палаточного типа не адаптированы для особо охраняемых природных территорий. Мы будем совместно прорабатывать методологию с Минэкономразвития и Роспотребнадзором.
Второе перспективное направление – это круизный туризм. Вы, Владимир Владимирович, на Госсовете, который прошёл на Восточном экономическом форуме, поручили нам проработать вопрос использования научно-исследовательских судов в круизном туризме. Докладываю: маршруты мы разработали, это 10 нацпарков и заповедников, куда трудно добраться по суше. Для работы по маршрутам у нас уже подходят два судна, которые находятся на балансе институтов Росгидромета и находятся во Владивостоке. Сейчас решаем вопрос финансирования их по переоборудованию в пассажирский класс. К летнему сезону нам необходимо завершить работу по первому судну – это «Профессор Хромов». И «Академик Шокальский» – это уже на будущий год, мы так договорились с инвестором.
Но если для морских заповедников транспортная недоступность оправданна, то на суше не всегда. Безусловно, региональные власти в приоритет ставят городские магистрали, но уверен, что и для дорог к удивительной природе можно найти место в своём списке, определить приоритетность и профинансировать через субсидии, которые доводятся в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Тем более что по дороге к нацпарку зачастую расположены и населённые пункты, и детские лагеря. У нас такая приоритизация сделана, и мы готовы с регионами её отработать вместе.
Из бюджета на создание рекреационной инфраструктуры в национальных парках и заповедниках в этом году мы направим 270 миллионов рублей, поскольку остальные деньги – 10 миллиардов рублей – идут строго по назначению. Это зарплата 11 тысячам государственных инспекторов и научных сотрудников, обновление техники и оборудования, антибраконьерские рейды, защита от пожаров, содержание центров восстановления и реинтродукции редких видов животных, то есть непосредственно работа особо охраняемых природных территорий. И так как сумма на ООПТ небольшая, то среди территорий мы проводим конкурсный отбор в рамках национального проекта «Экология». Он у нас проводится ежегодно – буквально в январе должен быть закончен [в этом году]. Могут участвовать все национальные парки и заповедники и предлагать, что именно необходимо создать для развития туризма. Например, установить деревянный настил на экологической тропе или обновить визит-центр. Так вот на сегодняшний день заявки подали уже 133 национальных парка и заповедника на общую сумму почти пять миллиардов рублей.
Конечно, нам нужен и прозрачный механизм взаимодействия с инвесторами, которые готовы заходить на разрешённые территории. Я хотел бы подчеркнуть, именно разрешённые, то есть там, где можно устанавливать объекты рекреации.
Вы, Владимир Владимирович, давали нам поручение разработать такой механизм, Минприроды подготовило законопроект о рекреации на особо охраняемых природных территориях. Он находится в Государственной Думе, прошёл первое чтение, согласован с Государственно-правовым управлением. Надеемся, что депутаты примут его во втором и третьем чтениях в весеннюю сессию. Во всяком случае, с Вячеславом Викторовичем [Володиным] мы встречались по этому поводу, обсуждали, он нас поддерживает, и депутаты готовы рассматривать дальше. Но хотелось бы, чтобы нас поддержали.
Этот закон внесёт следующее.
Во-первых, прямо в тексте будут прописаны виды объектов строительства как капитального, так и некапитального, которые необходимы для развития туризма, – это статья 17.1. Конкретный перечень объектов утвердит Правительство, а индивидуальное жилищное строительство будет вообще запрещено.
Во-вторых, на каждой природной территории проведём расчёт рекреационной ёмкости, то есть посещение скольких людей не нанесёт урона растениям и животным.
В-третьих, установим правила организации и осуществления туризма, в том числе обеспечение безопасности на особо охраняемых природных территориях, особенно это касается горнолыжных курортов и маршрутов высокогорных восхождений.
В-четвёртых, заработает принцип «двух ключей»: утверждать планы рекреационной деятельности – если это базовый документ, то есть места и перечень, из чего должен быть объект, где должен располагаться, – будет исключительно Минприроды по согласованию с главой региона, в котором расположен национальный парк.
В-пятых, предоставлять земельный участок потенциальному инвестору будут исключительно на условиях выполнения природоохранных обязательств и на основе торгов на право заключения соглашения об осуществлении рекреационной деятельности сроком до 49 лет. Также законопроект позволит провести ревизию всех ранее заключённых договоров аренды и расторгнуть их с недобросовестными арендаторами.
И ещё один законопроект касается всех прибрежных зон страны. Он позволит решить давнюю проблему, когда отдых людей на пляже не стыковался с деятельностью, которая ведётся на воде. Например, на берегу расположен детский лагерь, а на воде разрешена стоянка катеров. Сейчас в пользование выдано свыше 300 километров акваторий, и почти нигде разрешённая деятельность не учитывает, что разрешено на побережье. Особенно это актуально для Краснодарского края.
Такая ситуация сложилась, потому что за договоры водопользования отвечают Росводресурсы и региональные министерства природы, а рекреационные зоны на суше определяют муниципалитеты. Законопроект чётко прописывает, что верховенство теперь за сушей. Муниципалитет, прописывая зоны для отдыха, будет утверждать и правила использования водных объектов. Например, на берегу планируется обустроить городской пляж, то это должно учитываться и на воде.
Законопроект уже находится в Госдуме, планирую лично его представлять на первом чтении – дата [слушаний] запланирована где-то на 15 февраля.
Спасибо за внимание. Доклад закончен.
В.Путин: Александр Александрович, Вы упомянули про интерес наших людей к круизному туризму и наше решение об использовании научных судов, сказали о десяти национальных парках. Могли бы сказать, что это за направление, что это за парки? Я думаю, что и гражданам нашим тоже интересно будет об этом узнать.
А.Козлов: Да, Владимир Владимирович. Это Сихотэ-Алинский заповедник, «Земля леопарда», Дальневосточный морской заповедник, «Кедровая Падь», Уссурийский, Курильский, «Малые Курилы», «Берингия», «Остров Врангеля» и Кроноцкий заповедник.
Владимир Владимирович, это Курилы, Камчатка, Приморье – те территории. Как мы и говорили во Владивостоке, мы хотим «раскатать» маршруты, чтобы пришёл уже турист, эксплуатант заказал хорошее судно, скажем так, достойное уровня наших людей.
В.Путин: Это уникальные маршруты в прямом смысле этого слова, очень интересные, захватывающие, я бы сказал, и ни с чем не сравнимые. Разумеется, нужно уделить необходимое внимание развитию этого направления.
Виталий Геннадьевич [Савельев] говорил о катамаранах, Александр Александрович Козлов сейчас говорил о необходимости обустройства особо охраняемых территорий. Предлагаются определённые меры для того, чтобы всё это было реализовано.
Я бы попросил буквально два слова по этим предложениям, которые были сформулированы коллегами, два слова на эту тему сказать [вице-премьера] Чернышенко Дмитрия Николаевича, который курирует сферу туризма.
Д.Чернышенко: Уважаемый Владимир Владимирович!
Это сейчас очень важный вопрос и очень перспективные направления развития. Вы правильно заметили, он захватывает очень много смежных сфер.
Здесь и большая роль Минпромторга с точки зрения организации производства этих судов и формирования спроса, в том числе и «нормативки» по утилизационному сбору и так далее. Здесь перспективные технологии, поскольку Минобрнауки создаёт такие технологии, которые позволяют нашим предпринимателям делать экологически чистые электрические суда, например. Здесь и большая работа по инфраструктурной подготовке: инфраструктуры причальных стен, инфраструктуры самих вокзалов и многое другое.
Поэтому на недавнем совещании в Правительстве было поручено Минэкономразвития совместно со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и бизнесом, что самое важное, подготовить проект плана мероприятий по реализации концепции развития круизного туризма в период до 2024 года, который как раз должен учесть синхронизацию со всеми национальными проектами, государственными и иными программами, которые в своё время отдельно запускались.
В том числе и эксклюзивная часть, как Вы сказали, научно-познавательного туризма, когда научные суда дооборудуются, для того чтобы могли принимать туристов во время выполнения своих научных задач.
Также, Владимир Владимирович, если можно, я бы вернулся к тому, что сказали уважаемые министры. Вы видите, что активно включилось сейчас Минэкономразвития, и те предложения, которые Максим Геннадьевич озвучил, по повышению качества мероприятий нацпроекта, они, безусловно, проработаны, Правительством поддерживаются, и они должны принести свой положительный эффект. Мы видим, что бизнес откликается, Вы нам всё время говорите про обратную связь, мы с ними это всё проговариваем.
И отдельно хотел отметить, что уникальный по своим масштабам проект, которого не было ещё в истории нашей страны, в Советском Союзе, может быть, это сопоставимо было с тем временем, когда создавался курорт Сочи, – это, конечно, всероссийский семейный круглогодичный курорт «Новая Анапа», который Вы поддержали, и во Владивостоке нам поручили развивать пляжный туризм, – это 1600 гектаров незанятой земли, песчаных пляжей. Мы видим, что этот проект очень быстро сейчас стартует, спасибо за Вашу поддержку, и он, конечно, привлечёт огромное количество туристов. Вы нам тогда поставили показатель, чтобы 10 миллионов туристов мы дополнительно на пляжный туризм привлекли. Половину этим проектом мы точно закроем, а с остальной частью мы, конечно, продолжаем работать.
Александр Александрович [Козлов] на самом деле деликатно промолчал по поводу финансирования создания туринфраструктуры на ООПТ, поскольку, к сожалению, в прошлом его заявки не были поддержаны. Но мы договорились, в нацпроекте в этом году мы перераспределим и предусмотрим финансирование, поскольку очень важно создание качественной инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях в соответствии с теми стандартами, которые задаст новый закон. Это тоже отработаем.
Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо.
Уважаемые коллеги!
Вопрос, который мы сегодня рассматриваем, очень важен и с экономической точки зрения, и с социальной, да и с точки зрения здравоохранения, имея в виду, что полноценный летний отдых, конечно, сказывается благоприятным образом на здоровье наших граждан, особенно на детях, а семейный совместный отдых укрепляет семью.
Это комплексный вопрос, и, думаю, что мы правильно сделали, что сегодня обратили на него особое внимание. Очень важно, чтобы всё, о чём мы сегодня говорили, было согласовано внутри Правительства, не вызывало никаких межведомственных разногласий и было наполнено необходимым финансовым обеспечением.
Я хочу выразить надежду на то, что всё оно так и будет.