Священник, историк, первый директор Воронежского музея

4 апреля 2025, 9:00

4 апреля - 160 лет со дня рождения историка и священника Стефана Зверева, одного из основателей воронежского краеведения.

В Воронеже много улиц, оставшихся от предыдущей исторической эпохи, названия которых не отражают ровным счетом ничего значимого для горожан - улица 20-летия Октября, улица 60 лет ВЛКСМ, улица Коммунаров, Социалистическая улица… Список этих конъюнктурных названий огромен. В то же время в топографии Воронежа никак не отражены имена действительно достойных воронежцев, прославивших наш город в дореволюционное время. Более того, сегодня многие из этих имен незаслуженно забыты, что, конечно, является большим упущением с точки зрения военно-патриотического воспитания молодежи, которая мало что знает о развитии Воронеже в позапрошлом столетии.

Один из таких наших знаменитых земляков - Стефан Егорович Зверев, родившийся ровно 160 лет назад - 4 апреля 1860 года (по новому стилю).

И как никто другой Стефан Зверев заслуживает, чтобы его имя осталось на карте Воронежа.

Родился Стефан Егорович в семье священнослужителя в Подмосковье, окончил Московскую духовную семинарию, затем — и Московскую духовную академию. В 1887 году молодого Стефана Зверева направили в Воронеж, где он прожил всю свою жизнь.

В Воронеже Стефан Егорович встретил и свою будущую жену Александру — дочь воронежского протоиерея и духовного писателя Михаила Некрасова. У супругов Зверевых было семеро детей. Один из сыновей Митрофан Зверев стал видным учёным-астрономом Пулковской обсерватории, профессором Ленинградского университета. 

Поначалу Стефан Зверев устроился преподавателем истории в Воронежскую духовную семинарию. Начал заниматься научными исследованиями, связанными со светской и церковной историей нашего края. В 1890-м опубликовал труд «Древние акты воронежского Покровского девичьего монастыря».

Три года - с 1891 по 1894 годы - Стефан Егорович был секретарём воронежского губернского Статистического комитета, занимался сбором и систематизацией статистических и исторических материалов, также был составителем и редактором «Памятной книжки Воронежской губернии на 1891 — 1894 годы».

В 1894 году он был рукоположен в сан священника. И почти 25 лет, до самой революции, Стефан Егорович служил настоятелем церкви Михайловского кадетского корпуса и там же преподавал Закон Божий. При этом продолжал заниматься научными работами, связанными с историей нашего края.

Именно Стефан Егорович сыграл огромную роль в создании губернского (позднее краеведческого) музея. Дело в том, что разговоры о необходимости создать в губернском центре музей шли уже довольно давно - планировалось открыть Петровский музей на острове в здании бывшего петровского цейхгауза - флотского склада, построенного еще при жизни госуларя императора. Но потом здание цейхгауза выкупили предприниматели и организовали там яхт-клуб - как раз напротив нынешней Адмиралтейской площади. Музей же остался без здания, хотя собранные экспонаты долгие годы хранились в Воронежской публичной библиотеке.

По инициативе Стефана Зверева была образована комиссия по организации музея, которая и нашла прекрасное здание на Большой Дворянской, в особняке-дворце XVIII века (сейчас здесь, на пр. Революции, 18, располагается Воронежский областной художественный музей им. Крамского). 

Первым директором Воронежского губернского музея стал Стефан Егорович Зверев, который оставался руководителем музея в течение четверти века.

Также Стефан Егорович организовывал археологические раскопки для пополнения коллекции музея. Так, Зверев участвовал в раскопках под Семилуками, в ходе которых был найден клад XIV века, состоящий из более чем 30 монет. Среди них была уникальная находка — серебряный слиток-полтина с печатью князя Владимира. Слиток этот хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге.

Не менее уникальный клад был найден в урочище «Частые курганы» — ныне это территория Северного микрорайона. Здесь ученые нашли более сорока курганов - ранних славянских погретений. Но большинство из них было возведено над погребениями скифских воинов и знати, которые обитали в нашем крае в VI — V веках  до н. э.

И вот в одном из скифских курганов археологи нашли поистине бесценную вещь — скифскую серебряную с позолотой вазу, которая была украшена шестью великолепно вычеканенными фигурами сидящих скифов. Скифы изображены со всеми подробностями их костюма и вооружения. Там же ученым посчастливилось найти и скифский меч акинак с обложенной золотом рукоятью, на которой были изображены собаки, волки и другие звери, а также множество золотых украшений. 

Найденную вазу торжественно преподнесли Николаю II, а государь передал её в Эрмитаж.

Скифская ваза из Воронежа произвела настоящий фурор в научном мире. В 1913 году в Лондоне состоялся Всемирный археологический съезд, на котором воронежской находке посвятили специальный раздел.

После этого Стефан Зверев стал членом правления Центральной историко-архивной комиссии, представлял воронежское краеведение на всероссийских археологических съездах. Кстати, сам Стефан Егорович активно отстаивал версию об основании Воронежа не в XVI века, а на 400 лет раньше  - в XII столетии. 

Открытие памятника И.С. Никитину

Историк и священник Стефан Зверев был не только видным историком и краеведом, но и меценатом. Он помогал сиротам — подопечным воронежского «Дома трудолюбия», принимал активное участие в сборе средств на установку памятника воронежскому поэта Ивану Саввичу Никитину, открытого в сентябре 1911 года.

После революции Стефан Егорович остался на посту директора музея и вошел в состав комиссии по обустройству в городе эвакуированного из Юрьева (ныне - Дерпт) университета, который сегодня известен всему миру как Воронежский государственный университет. Аудитории разместили в здании закрытого кадетского корпуса. Там же сложили и вывезенные в Воронеж музейный экспонаты (в том числе и уникалную коллекцию восточных древностей), так что в смутные годы Гражданской войны Стефан Егорович практически жил на работе, чтобы уберечь музейные ценности от разграбления и уничтожения.

В 1920 году Стефан Егорович скончался во время эпидемии тифа. 

Похоронили его на Митрофановском кладбище рядом с могилами поэтов Алексея Кольцова и Ивана Никитина. В советские времена кладбище было уничтожено, на его месте построили цирк  (от старого кладбища оставили лишь могилы Никитина, Кольцова и его родственников и писательницы Елизаветы Милицыной).

Ну а главное детище Стефана Егоровича Зверева — Воронежский краеведческий музей — и сегодня продолжает развиваться и пополняться экспонатами.