Проблемы и перспективы Русского Севера

18 июля 2018, 18:00

Члены комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко (председатель комитета) и Андрей Марков, а также заместитель председателя комитета по делам Севера, Дальнего Востока и региональной политике Владимир Пушкарев совершили рабочую поездку на полуостров Таймыр.

«Стратегическое планирование развития территорий, являющихся опорными пунктами развития Северного морского пути» - такова была тема выездного «круглого стола», организованного Государственной Думой и проведенного в городе Дудинка – стратегического порта на Енисее. Также в работе «круглого стола» приняли участие депутаты Законодательного собрания Красноярского края, заместитель председателя краевого правительства, руководители северных муниципалитетов, представители предприятий и организаций, обслуживающих Севморпуть, эксперты. 

Российская Арктика — это 22% территории нашего государства, на которой проживает всего 2 миллиона человек, производящие 25% общего объема экспорта страны и 15% внутреннего валового продукта. При этом роль Арктики в обозримой исторической перспективе может значительно вырасти - за счет использования Северного морского пути, который и сегодня является ключевым элементом транспортного обеспечения арктических районов России. В ближайшем будущем роль Севморпути может существенно возрасти – прежде всего, в связи с освоением месторождений нефти и газа на арктическом шельфе. Есть также блестящие перспективы для развития транзитных перевозок грузов между Европой и странами Азиатско–Тихоокеанского региона, в частности, Китаем – ведь Северный морской путь из Европы в Китай в два раза короче, чем судоходный маршрут через Суэцкий канал.

Но самое главное – именно Северный морской путь может дать импульс для перезапуска развития российского Севера. 

Не секрет, что в советские годы освоение северных регионов шло за счет использования рабского труда заключенных – на полуострове Таймыр с 1935 года действовал Норильлаг – один из крупнейших «филиалов» Гулага, через который за два десятка лет прошли сотни тысячи репрессированных. Многие остались здесь навсегда, о чем свидетельствуют найденные массовые захоронения заключенных у подножия горы Шмидта, ставшей последним пристанищем для многих тысяч расстрелянных или умерших от болезней и голода людей. Здесь были похоронены и русские крестьяне, высланные во время коллективизации, и польские военные, и литовцы с латышами и эстонцами, который вывозили на Север под общим именем «рыбаки». Ныне же у горы Шмидта открыт мемориальный комплекс «Норильская Голгофа».

- Меня очень впечатлило, как местные жители берегут память о судьбах строителей советского могущества, об этих скорбных и трагических событиях, - говорит депутат Андрей Марков. – Здесь в полной мере ощущаешь масштаб постигшей наш народ трагедии, это ощущение буквально давит на плечи. Лично для меня оправданий сталинским репрессиям быть не может. При этом трогательно, что норильчане не только отдают долг памяти узникам Норильлага, но испытывают еще и гордость за труд, упорство, творческий гений невольных покорителей Таймыра. 

Именно заключенные ученые и инженеры разработали и внедрили уникальные технологии плавки никеля или, например, простую и надежную технологию ветрозащиты железнодорожных путей, которая применяется и сегодня. Норильлаг наложил свой отпечаток даже на сам облик Норильска – так, всем гостям города непременно показывают круглую Гвардейскую площадь – копию площади Восстания в Санкт-Петербурге, на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Сходство неслучайно: Гвардейскую площадь спроектировал и построил уроженец Ленинграда - архитектор Витольд Непокойчицкий из Ленинграда, который приехал в Норильск в 1939 году. Собрав по лагерям архитекторов старой школы Витольд Непокойчицкий вскоре стал главным архитектором «проекта города Норильск» и создал неповторимый облик города, совершенно непохожего на все остальные советские города-новостройки. 

- Интересно, что у меня, как депутата от Воронежской области, норильчане поинтересовались: правда ли, что в Воронеже тоже есть круглая площадь, - говорит Андрей Марков. – Да, говорю им, есть такая – площадь Черняховского, построена сразу после войны, когда Воронеж поднимали из руин.

Сегодня перед страной стоят не менее масштабные задачи – например, в Послании Президента России от 1 марта 2018 года и в соответствующем указе Президента было запланировано постепенное увеличение объема грузоперевозок через Северный путь в 8 раз: с нынешних 10 миллионов тонн до 80 миллионов тонн. Но добиться этого будет непросто. 

- Одна из самых больших проблем развития Северного морского пути состоит в том, что в сознании у государственных чиновников еще пока не сформировалось целостной и единой концепции использования тех уникальных транзитных возможностей, которые дает Россия этот транспортный маршрут, - отметил Андрей Марков. – Да, о необходимости развития Северного морского пути мы слышим уже много лет, но за общими и правильными словами по-прежнему нет ясности, каким конкретно образом мы его собираемся использовать именно для транзита грузов, а не только транспортировки собственных природных ресурсов?  

Проблемы развития Севморпути наглядно иллюстрирует тот факт, что в России до сих пор нет и единого координирующего центра по развитию Арктики - сегодня административное управление арктическими территориями рассредоточено между десятью регионами страны, каждый из которых защищает свои интересы. Впрочем, несколько лет назад была создана администрация Северного морского пути, но объема полномочий этого органа оказалось явно недостаточно для того, чтобы дать импульс развития для инфраструктуры опорных населенных пунктов на всем протяжении Севморпути. 

Об арктической «раздробленности» речь шла и на «круглом столе» Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Как отметили выступавшие, законодательство, в той или иной мере касающееся Арктики, сильно разрозненно, ведь у каждого из десяти арктических регионов свои специфика и ряд нормативно-правовых актов. И отсутствие единого правового регулирования на такой обширной территории, безусловно, является негативным фактором для развития всей Арктики в целом. 

Причем, законодательная несогласованность на межрегиональном уровне в первую очередь отражается и на социально-экономическом положении муниципальных образований – опорных пунктов Северного морского пути. 

Как отметили выступавшие депутаты, финансовое обеспечение муниципальных образований Севморпути осложняется отсутствием объективных методик и критериев расчёта финансовых потребностей, определяющих необходимый объём средств для исполнения бюджетных обязательств, которые предусматривали бы особый статус и оптимальные условия жизнедеятельности данных муниципалитетов. 

Необходима также законодательная поддержка интересов коренных народов Севера, а также формирование новых моделей развития муниципальных территорий – так, каждое муниципальное образование на территории Арктической зоны должно иметь, как минимум, школу, учреждение здравоохранения, информационно-культурный просветительский центр, оснащенный современными системами связи, многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг, отделение связи, отделение банка, участкового полицейского. В итоге все выступавшие на «круглом столе» пришли к выводу, что новая стратегия развития как Арктики, так и Северного морского пути, должны занять приоритетное положение в Стратегии пространственного развития Российской Федерации, работа над которой должна закончиться в этом году.


 
Еще одним пунктом рабочей программы депутата Андрея Маркова стало знакомство с программами по защите экологи и окружающей среды, которые сейчас реализуются компанией «Норникель».

- Вопрос экологии очень важен для Воронежской области, особенно в связи с перспективными возможностями добычи никеля и его обогащением. Поэтому я постарался ознакомиться с самыми современными технологиями по очистке вредных выбросов, которые сейчас применяются в Норильске. Как выяснилось, ситуация с экологией в Норильске постепенно улучшается. В частности, два года назад был закрыт Первый Никелевый завод, который был в авральном темпе построен в военном 1942 году, когда никто даже не думал ни об экологии, ни об очистных сооружениях. И закрытие завода сразу же на треть сократило общий объем выбросов вредных веществ, прежде всего серы, в атмосферу. 

Сейчас компания «Норникель» реализует новый «Серный проект» по утилизации диоксида серы на предприятиях. Это крупнейший экологический проект в истории компании, в который инвестируется около 1 триллиона рублей. Но эти затраты окупятся сторицей: в ходе реализации проекта «Норникель» сократит выбросы в атмосферу диоксида серы на 75%. Причем, в отличие от мирового опыта, где итоговым продуктом является серная кислота, здесь отфильтрованный диоксид серы будет затем перерабатываться в безопасные гранулы, которые будут поставляться на химические предприятия.

- Пример «Норникеля» доказывает, что уже сегодня внедряются безопасные технологии, благодаря которым могут быть минимизированы все неблагоприятные последствия никелевого производства, - говорит депутат Андрей Марков. – Да, в Воронежской области не предполагается строительство металлургического завода, но и на стадии добычи и обогащения также необходимо применять самые новейшие технологии обеспечения экологической безопасности. А со стороны местной власти, общественности и депутатов всех уровней нужен самый жесткий общественный контроль.