«День Победы нужно спасать от политизации!» - под таким лозунгом прошло очередное заседание Воронежского клуба политологов.
С докладом «Праздники как инструмент символической политики в современной России на примере Дня Победы» выступила профессор Высшей школы экономики (Москва), доктор философских наук Ольга Малинова.
- Государственные праздники – это инструмент конструирования национальной идентичности, отметил профессор. Поэтому символическое содержание праздника часто используется в политических целях.
Профессор напомнила, что День Победы в СССР является праздником с 1945 года, но в период с 1948 по 1965 годы этот день оставался рабочим. Уже с 1960-х годов формируются праздничные ритуалы: у Кремлевской стены появляется Могила Неизвестного солдата, устраиваются военные парады. Правда, в период существования СССР военные парады на Красной площади 9 мая проходили в юбилейные 1965, 1975, 1985 и 1990 годы (ежегодными были военные парады 7 ноября – в честь Октябрьской революции).
Уже в 90-е – после распада СССР - празднование Дня Победы наполняется новыми символическими смыслами и ритуалами. Парады становятся ежегодными, с 2005 года стартует ежегодная общественная акция по раздаче символических георгиевских ленточек. В 2012 году в Томске стартует проект «Бессмертный полк» как демонстрация личной памяти, семейной трагедии и сопричастности к Победе.
Одновременно, подчеркнула профессор Ольга Малинова, меняется и смысловое наполнение праздника. Если в ельцинскую эпоху в главу угла ставилась трагедия пережившего самую страшную в истории человечества войну, а сама Победа декларировалась подвигом простых людей, достигнутым не благодаря сталинскому руководству, но скорее вопреки ему, то в путинское время произошло смещение идеи праздника со скорби по погибшим к восхвалению подвига советского народа и советского оружия.
Одновременно и в различных постсоветских государствах произошла политизация Дня Победы. Первыми были руководители прибалтийских стран, которые еще в 2005 году демонстративно отказались участвовать в юбилейных торжествах, заявив о наличие особой точки зрения на исторические события ХХ века.
Все это, по мнению профессора Ольги Малиновой, приводит к утилитарному использованию символов Великой Победы и к исчезновению живой памяти о страшных событиях Великой Отечественной войны.
Профессор ВГУ Александра Глухова согласилась с выводами эксперта: День Победы 9 мая, пожалуй, единственный национальный праздник, который власти интенсивно готовят, практически не уделяя внимание другим важным датам нашей давней и современной истории: Дню народного единства, Дню независимости. Поэтому наряду с гордостью и благодарностью, которые все мы испытываем к нашим ветеранам, действия власти вызывают желание спасти праздник от некой излишней милитаризации. Поэтому профессор Глухова предложила вернуть празднику Великой Победы гуманистический смысл и акценты, что подобная война больше никогда не должна повториться.
В свою очередь, доцент ВГУ Леонид Гончаров напомнил, что в советский период началом мировой истории была Великая Октябрьская революция, а Великая Отечественная война была лишь трагическим и героическим этапом мировой истории. Сейчас же на смену советской державности приходит российская державность – Российская Федерация совершила национально-консервативный поворот, и теперь идет процесс консолидации нации на основе памяти о войне.
Политолог Владимир Инютин видит опасности гламуризации и политизации праздника. Например, фотографирование детей в форме создает искаженное, игровое представление о войне. Политизация проявляется в изменении хронологии Второй мировой войны: вслед за переносом даты окончания войны на 3 сентября поступили предложения перенести начало войны на 1938 год - на Мюнхенские соглашения. Задачей политологов является вернуть празднику истинный смысл – важность сохранения мира.
По мнению политолога Михаила Жеребятьева, выбор Победы в качестве некой символической точки отсчета новой государственности удлинил историю современной России сразу на полстолетия, в чём и молодое государство с тысячелетней историей, и общество с его многочисленными расколам объективно испытывали потребность.
Напротив, историк Александр Никитин обратил внимание на угрозу потери интереса власти к историко-культурному наследию, кроме периода Великой Отечественной войны.
Итог дискуссии подвел депутат Государственной Думы РФ Андрей Марков, отметивший, что Победа в Великой Отечественной войне совершенно неслучайно заняла центральное место в отечественной новейшей истории. Поэтому, подчеркнул парламентарий, рассуждая об утилитарном применении военных символов, важно не упустить положительные эффекты формирования государственной символической политики.
- Например, акция «Бессмертный полк» возникла «снизу» и была моментально подхвачена россиянами, - говорит Андрей Марков. - Общаясь с жителями сельских районов Воронежской области в своем округе, я убедился, что люди очень нуждаются в этой акции. Без каких-либо команд и призывов сверху, люди сами к готовятся к таким акциям, проводят шествия. И в этом году многие искренне расстроились невозможности её привычного проведения. Ведь «Бессмертный полк» - это не просто возможность пообщаться друг с другом. Это возможность увидеть историю страны через историю своей семьи. Такие акции, как «Бессмертный полк», с одной стороны, сохраняют живую, подлинную историю о Великой Отечественной войне, а с другой - помогают конструировать нашу политическую нацию. И я это говорю не как депутат Госдумы, а как обладатель живой памяти о войне, созданной рассказами деда, точнее его нежеланием рассказывать о войне, о её трагических сторонах.
Ещё один ритуал Дня Победы - «минута молчания» 9 мая в память о погибших - сохраняется и исполняется большинством граждан абсолютно добровольно, государству нет нужды его навязывать.
Определяя баланс между общественной и государственной активностью в сфере символической политики, Андрей Марков считает позитивным помощь государства в восстановлении людьми своей истории.
- С этого года запущено множество интернет-сайтов, открыты и оцифрованы архивы – государство поддерживает интерес граждан к подвигам членов своей семьи. Интерес к истории увеличил межрегиональную мобильность людей, поиск и посещение мест захоронения своих родственников.
Многие люди именно за счет воссоздания памяти о своей семье вдруг открыли для себя, насколько мир это хрупкая конструкция. Ведь за прошедшие 75 лет мира мы стали об этом забывать.