На очередном заседании Воронежского клуба политологов главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ «ВШЭ», доктор культурологии Дмитрий Замятин представил авторскую методику геокультурного брендинга городов и территорий, а также предложил пути коррекции бренда Воронежа и Воронежской области. Воронеж и Воронежская область хорошо знакомы эксперту по культурным проектам в музее им. Крамского и экспедициям в Дивногорье, Борисоглебск.
Геокультурный брендинг городов и территорий – это проектная деятельность экспертов и сообществ жителей по формированию и продвижению социально значимого и эффективного территориального образа. Оригинальным в методике является соединение в бренде специфической региональной идентичности, историко-культурного наследия, локальных мифов и культурных и географических ландшафтов. Другими словами, исследователем разработана дорожная карта глубокой проработки особенностей территорий, культуры, истории, которые могут стать фундаментом для двух положительных эффектов. Во-первых, успешно составленный геокультурный бренд повышает солидарность сообщества. Его формирование происходит путем обсуждения и достижения согласия между группами сообщества. Во-вторых, участие специалистов помогает выявить уникальные, успешные для туристического брендирования территории элементы. Итак, для успешного геокультурного брендирования необходимы консолидация ключевых сообществ города и области (результат переговоров) и их солидарность.
Самой интересной частью выступления гостя были презентации итогов полевых экспедиций по формированию геокультурного бренда в российских городах и поселках (Елец, Боровск, Касимов, Хвалынск, Свердловская область) и предложения для Воронежа. Д. Замятин назвал свои личные ассоциации с Воронежем – это Андрей Платонов и Петр Первый. Первый русский император нарушал границы (не только государственные), но и изобретал новые. Воронеж мог бы продолжить этот образ - стать изобретателем новых культурных, смысловых, социальных границ. Требуется расширение интерпретации привычных образов Петра Первого. Тема космоса используется разными городами, Воронежу нужно найти собственную интонацию, своё событие или персону для продвижения. Кстати, отрицательное событие тоже может быть использовано для бренда: «столица российского бездорожья» (джиппинг) или музей «уехавших известных людей». По оценкам нашего гостя в архитектурном плане Воронеж бесцветен, не имеет запоминающихся мест, а прибрежная территория Воронежского водохранилища недостаточно активно освоена.
В дискуссии профессор Ольга Марар проблемой создания единого бренда территории считает отличающийся уровень образования как жителей, так и власти. У каждой культурной страты свои герои и авторитеты. Доцент Виктория Черникова согласилась: одни в Воронеже бьются за памятник Ю. Хою, другим нужен музей космоса, третьи продвигают писателя А. Платонова, поэта О. Мандельштама. Визитной карточкой Воронежа является мощный скептицизм горожан, которые ставят под сомнение достижения иных культурных страт. Эксперт ГосДумы Дмитрий Томашов на примере воронежской мозаики «Косберг сработал» обратил внимание на слабое знание воронежцами своих точек памяти и гордости.
Доцент Ольга Сиденко напомнила как говорят про Воронежскую область: прекрасная почва, но отвратительная среда. Слишком часто талантливые и перспективы уроженцы нашего региона уезжали и уезжают работать и реализовываться в другие места. Очевидно, что консервативные культурные установки сдерживают развитие современного искусства и творчества. Нам бы подошел Музей уехавших талантов. Важно для каждой аудитории готовить свои брендовые продукты, в соответствии с её культурными запросами: одним тексты и изображения, другим значки, магнитики и бейсболки.
Депутат ГосДумы Андрей Марков пригласил участников заседания на Первый международный анимационный фестиваль (19-21 мая), который расширяет привычный образ Воронежа в сторону креативных индустрий. Фестиваль придумала и проводит известная анимационная «студия Воронеж», что неизбежно привлечет в город много гостей. По убеждению депутата Юрий Хой стал прочной частью воронежской идентичности, поэтому он обязательно дождется своего памятника. Центр анимации и панк-рок уже делают бренд Воронежа многосоставным феноменом. Поэтому каждая субкультура может привнести в бренд что-то своё.
В регионе строятся и восстанавливаются дома культуры, образовательные центры, вместе с этим они должны стать новыми площадками коммуникации с жителями, с приезжими, со средой. Центральным вопросом, требующим взаимодействия всех, является понимание «кто мы». Эту задачу уже пытались решить докладом «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика». Прозвучало много претензий к качеству исследования, однако доклад вызвал дискуссию, обсуждение. Очевидно, что использовать энергетику территории должны власти, совместно с региональным сообществом.
Инструментом коммуникации могут стать образы, переданные через архитектуру. Вся великая архитектура в мире построена благодаря жесткой политической воле: сталинский ампир, королевский Мадрид, наполеоновский Париж, Санкт-Петербург.
Возражая эксперту, Андрей Марков напомнил о существовании Центра олимпийской подготовки спортсменов гребных видов спорта, спортивного кластера на дамбе Воронежского водохранилища. Были планы построить центр парусного спорта. Депутат согласился с экспертом, что намывные территории набережной воронежского водохранилища недостаточно используются, хотя в перспективе эти места могут стать новой городской доминантой.
- Дай Бог, чтобы хватило политической воли довести до конца уже запланированные проекты. Большие надежды на новые подходы к работе с брендированием Воронежа депутат возлагает на молодежь, студентов воронежских вузов.
Суждения и оценки Дмитрия Замятина вызывали споры и заставили многих задуматься над брендом нашего города. Тему придется продолжить.