Депутат Госдумы РФ – о законопроекте об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти
В продолжение истории «игры» в бюрократический «пинг-понг» депутат Государственной Думы РФ Андрей Марков поделился мнением о переменах в устройстве системы власти. Речь идет о возможном утверждении законопроекта об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти. Изменения могут привести к укрупнению районных администраций и формированию их новой организационно-штатной структуры.
В своем большинстве муниципалитеты первого уровня, особенно сельские – это уже объединенные территории. У нас практически повсеместно сельский населенный пункт не равняется поселению. Как правило, одно поселение объединяет несколько, а то и больше десятка населенных пунктов: хуторы, деревни, села и так далее. И это объединение прошло спокойно, его даже и не заметили. Это первое.
Да, обычно городские поселения – это конкретный населенный пункт. Название «город» или «пгт» у них никто не отбирает, да и администрацию тоже, поскольку в законопроекте прописывается механизм управления территорией через административные структуры, если хотите – через то, что в Воронеже называется «управа». Это второе.
И третье. Действительно, в предлагаемой схеме нет сельских и поселковых депутатов. Но при этом возвращаются обязательные выборы депутатов округа – то есть, того, что сейчас мы называем районом. Между прочим, в Воронежской области прямых районных выборов сейчас практически не осталось, почти повсеместно депутаты райсовета делегируются сельсоветами, а вторую половину составляют главы поселений. Что лучше, решайте сами.
Немаловажно и то, что в законопроекте большое внимание уделяется общественному самоуправлению и гражданской активности. Этому, на мой взгляд, придается вовсе не формальное значение, а видится реальный механизм взаимодействия власти и общества на местном уровне. Собственно, это то, что мы и стараемся делать в Воронежской области.
На данный момент обязательное упразднение приходится на муниципалитеты первого уровня. Пока что это только проект закона, который не принят даже в первом чтении. Уже прозвучали предложения смягчить эту норму, дать возможность регионам самостоятельно решать, что упразднять, а что оставлять. Посмотрим. Я считаю, что эта норма отражает и законодательную логику о публичной власти и сегодняшние реалии.
Давайте говорить прямо – основной единицей принятия решения на местах остается район или городской округ. Более того, согласно действующему закону во многих регионах России давно действует одноуровневая система. И напомню, что в прошлом созыве я был соавтором закона о муниципальном округе, который дает возможность объединять сельские территории в одноуровневую систему.
В дальнейшем эффективность работы муниципалитетов будет зависеть не только от принятых изменений законопроекта. Могу сказать, что многие регионы, где уже нет первого уровня местного самоуправления, не менее продуктивны нежели те, где действует двухуровневая. Московская, Калининградская, Ульяновская, Магаданская области и другие регионы перешли на эту систему. Да и в Воронежской области уже есть такие примеры. Наш Борисоглебской городской округ, на самом деле, является не только городом Борисоглебском. Это еще и многочисленные сельские населенные пункты, где живут порядка 15 тыс. человек – не каждый муниципальный район в России имеет столько жителей. Разве можно сказать, что там что-то менее эффективно? Нет, все работает, и, на мой взгляд, хорошо.
В случае сокращения муниципалитетов обязанности органов муниципальной власти будут те же сотрудники. Уже говорил, что управление на таких территориях будет организовано через административные отделы. Собственно, как сейчас в том же Борисоглебской городском округе.
Да, мне известно, что прямые выборы мэра города сейчас сохранены только в семи российских региональных центрах – Абакан, Анадырь, Новосибирск, Томск, Хабаровск, Улан-Удэ и Якутск. В других городах главы избираются депутатами из числа кандидатов, которых отобрала комиссия. Думаю, в нашем случае основным способом избрания глав городских и муниципальных округов останутся решения депутатов, а не прямые выборы.
Здесь вернусь к вопросу об эффективности. Продуктивен тот глава, кто умеет наиболее полно ответить на запросы жителей и учесть их интересы, насколько он правильно выстроил механизмы обратной связи и открылся для граждан. Это не всегда зависит от выборов, хотя они служат этой цели. Важно, что новый законопроект оставляет три способа избрания главы муниципалитета. В двух из них – населением. В первом случае это прямые выборы главы, во втором – это выборы депутатов, из которых будет избран глава. И только в третьем предлагается принципиально новая форма: депутаты будут выбирать главу из кандидатур, предложенных губернатором. Как это будет происходить, какая процедура – пока еще неизвестно.