Воронежская область откатилась на 31-ое место в Национальном туристическом рейтинге за 2022 год. Регион оказался в списке «крепких профи», как и в 2021 году, когда регион находился на 29-ой позиции.
Исследователи сразу заявили о том, что далеко не самым благоприятным обстоятельством стало закрытие воронежского аэропорта 24 февраля 2022 года, сразу после начала военной спецоперации на Украине. Эта же мера коснулась еще несколько городов, включая Белгород, Липецк, Курск и т. д. Если в целом, регион занимает средние позиции, то по сравнению с другими облцентрами Черноземья ситуация в Воронежской области наиболее крепкая – 1-е место в макрорегионе. Среди «крепких профи» также оказались Белгородская (41-ое место), Липецкая (56-ое) и Курская области (60-е). Наименее привлекателен туризм в Орловской и Тамбовской областях, 70-е и 76-ое места соответственно.
Наиболее туристически развитыми регионами страны стали Краснодарский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Республика Крым. Эксперты поделились с изданием «Время Воронежа» своим отношением к итоговым данным. Некоторые из них отметили, что падение региона в таблице не сильно значимое и в целом, позиции остались прежними. Другие выразили, что Воронежская область куда менее привлекательна, нежели чем субъекты РФ, которые оказались ниже в списке.
Владелица воронежского турагентства QUEENS TOUR Виктория Сергеева призналась, что туристические места, которые есть в регионе интересные, но «на один день», например, Нелжа, Графский заповедник, Костенки и т.д. Как следствие этого, в городе или области нет таких мест притяжения, ради которых можно было бы здесь задержаться на более долгий срок. Для этого, по ее мнению, государство должно проспонсировать крупный объект, который могли бы посещать все категории граждан. Поскольку частные инвесторы самостоятельно, особенно в нынешнее время, не захотят вступать в одиночку в масштабный проект, ни столько из-за отсутствия финансовой помощи, сколько от неуверенности, что при необходимости окажут поддержку на более высоком уровне, как вышло с «Черноземом».
– Куда в Воронежской области можно приезжать?! Все пункты, куда можно было бы съездить, они все на один день. У нас нет больших комплексов, где можно было бы приехать на несколько дней и остановиться. Графский заповедник – на один день. Дивногорье – тоже на один день. И то, это все выжато из пальца. У нас нет никакого большого комплекса, где можно было бы остановиться на несколько дней. Все, что мы имеем, это какие-то частные турбазы по цене «слезы единорога». Нет у нас большого единого комплекса, как допустим в Белгороде. Там есть огромнейший аквапарк и туда едут со всех областей, – заявила Виктория Сергеева.
По ее мнению, рок-фестиваль «Чернозем», как раз может стать одной из точек притяжения, если правительство области будет поддерживать проект, а не «вставлять палки в колеса, как это было в 2021 году». Также эксперт выделила среди факторов, которые помешали занять области более высокое место в рейтинге, то, что регион находится близко от зоны проведения СВО, и, как вытекающий отсюда фактор, отсутствие работающего аэропорта. Из-за чего определенные категории граждан оказалась отрезаны от возможности проведения досуга вне Воронежской области.
Одним из неочевидных факторов, почему туристический поток в Воронежской области не вырос, стал психологический фактор. Виктория Сергеева призналась, что в нынешней ситуации ей страшно выехать даже на неделю, поскольку здесь у нее остаются родители. Сделать это не получается в том числе из-за чувства сострадания за тех, кто сейчас находится на передовой.
– Не до пира во время чумы, – заявила владелица турагентства.
Однако в первую неделю, когда была объявлена частичная мобилизация, с 21 по 29 сентября был огромный «поток туристов за границу». По словам эксперта, люди покупали билеты до Бишкека за 700 тыс. рублей.
Виктория Сергеева уточнила, что туристической «фишкой» региона может стать местное водохранилище. По ее мнению, зона позволяет оборудовать там пляж с лежаками. Ее привлекательность состоит в том, что это место находится в черте города, куда можно свободно доехать на транспорте. И это реально было бы осуществить за счет средств, которые выделялись на новогоднее убранство для города.
Любопытно, что еще один анонимный эксперт выделил Белгородскую область в качестве той, на которую стоит равняться воронежцам, поскольку «там интереснее досуг». Он заявил, что Воронежская область удобна своим расположением, поскольку через регион проходит турпоток из тех, кто едет отдыхать на юг.
Владелица и генеральный директор отеля «Яр» Яна Чернышова также отметила близость к зоне СВО и закрытие аэропорта, как главные факторы падения в рейтинге. Помимо этого, эксперт заявила о малых вложениях в туристический кластер, и в этом случае поддержка губернаторского фонда здесь была бы необходима.
Что касаемо самого отеля, то в связи с проведением СВО приток иностранных туристов резко сократился. Тем не менее, жители других стран продолжают гостить в местах для отдыха в Воронеже. Как правило, это те граждане, которые имеют здесь рабочую визу. Однако тех, кто прилетал бы в область отдохнуть, стало намного меньше.
– Я думаю, что стоит развивать внутренний туризм в том же ключе, как и в Алтае, Камчатке, Сахалине, на Байкале и т.д. Воронежская область славится большим количеством привлекательных мест, например, конные заводы в Бобровском районе, Воронежский биосферный заповедник, Костенки. Их достаточно, просто даже влиятельные лица в городе их не видят и не уделяют им внимания, – резюмировала Яна Чернышова.
Депутат Государственной Думы РФ Андрей Марков заявил, что никакого падения туристической привлекательности в регионе нет, а граница между 29-ым местом и 31-ым «весьма условная, хотя и звучит эмоционально».
– Отнесение Воронежской области к категории «крепкие профи», на мой взгляд, отражает реальное положение дел. Здесь я с экспертами согласен. Воронеж и область интересна туристам, но наш потенциал все еще не раскрыт в должной мере, – добавил депутат ГД.
Для того, чтобы подняться в рейтинге, по мнению Андрея Маркова, Воронежская область уже проводит необходимую политику. В частности, властями уже заявлено несколько проектов соответствующего толка, например, по развитию Костенковско-Борщевский историко-культурного кластера. Он считает, что данный проект уникален и в мировом уровне, и депутат выразил надежду на то, что инфраструктура для туристов будет на таком же уровне.
Также, по его словам, большое значение имеет развитие гостиничной сети и индустрии отдыха и развлечений. Здесь есть масштабные инициативы, в том числе поддержанные федеральными деньгами через корпорацию «Туризм.РФ», - «Емань-Spa», «Пальма-парк». Фестивальная деятельность и возвращение Платоновфеста также должны поднять регион в рейтинге. Плюсом является и поток автотуристов, которые едут в отпуск через Воронежскую область.
– Для меня есть еще один принципиальный момент. Чтобы максимально раскрыть туристический потенциал нашей области, одних только проектов мало, мало механических действий, пусть они и являются правильными. Поговорите с людьми в других регионах, спросите, что для них значит Воронеж, какие ассоциации вызывает? Поверьте, очень мало. Котенок с улицы Лизюкова, «Факел», немного вспомнят о флоте, причем с недоумением, мол, где Воронеж и где море. С удивлением зададут вопрос, правда ли мы город-миллионник.
Кстати, давайте и себя спросим, что для нас Воронеж и область, что мы дадим нашим гостям, как мы и чем мы их встретим, какие удобства предложим, чтобы они хотели вернуться и посоветовать путешествие своим друзьям и знакомым? Почему я об этом говорю? Потому что Воронежская область и ее туристические возможности очень слабо представлены в общероссийском информационном пространстве. Если мы ответим для себя на эти вопросы, то комплексная реклама сразу добавит к нам интереса и повысит турпоток. Ведь российский юг на самом деле начинается у нас! – добавил Андрей Марков.
Нельзя не сказать о том, что Воронежская область совсем безынтересная. Здесь есть множество мест, которые действительно стоит посетить, о некоторых из них известно всей России. И нельзя говорить о том, что властями не предпринимается никаких мер по развитию туристической привлекательности региона. Власти заявляли о проекте на 8 млрд рублей в поселке Емань. Также 19 января было анонсировано, что в парке «Дельфин» появится бассейн, который будет располагаться прямо на водохранилище. Однако это лишь пока проекты, главное, чтобы дело доходило до реализации. И тогда, возможно, регион выйдет из списка тех, где можно остановиться «на один день».
Комментарий депутата Андрея Маркова:
«Время Воронежа» обстоятельно раскрыло тему развития туризма в Воронежской области. Полагаю, что никакого падения в рейтинге нет, но туристический потенциал региона требует раскрытия. Мой полный комментарий по данному поводу:
Изучил рейтинг, представленный журналом «Отдых в России». Методика рейтингования регионов достаточно основательная, построенная в большей части на объективных показателях и статистических цифрах, к которым добавляется оценка экспертов.
Первое, что хочу сказать. Никакого падения в рейтинге туристической привлекательности и развития туризма я не вижу. Граница между 29 местом в предыдущем рейтинге и 31-м в новом весьма условная, хотя и звучит эмоционально. Если первые 30 регионов получили «золото» и названы «лидерами», то следующей тридцатке присвоено «серебро» и называется она «крепкие профи».
На мой взгляд, условность в том, что «лидерами» можно считать не тридцать, а двадцать первых регионов, или десять. Уж очень большой разброс в баллах между первым местом и тридцатым. Краснодарский край имеет 121,7 итоговый балл и располагается на 1-м месте, а замыкающаяся тридцатку Кемеровская область - всего 76,6 балла. Наш регион получил 73,5. Кстати, предыдущий рейтинг выделял как раз двадцать регионов-«лидеров», а потом шли «крепкие профи», где и была Воронежская область с 29-м местом. Так что это все дело вкуса составителей рейтинга.
Второе, что как раз важно. Отнесение Воронежской области к категории «крепкие профи», на мой взгляд, отражает реальное положение дел. Здесь я с экспертами согласен. Воронеж и область интересна туристам, но наш потенциал все еще не раскрыт в должной мере.
Третье - что делать? На самом деле, Воронежская область уже сегодня заявила несколько проектов, реализация которых существенно повысит туристическую привлекательность региона. Это то, что я отношу к содержанию туризма. Например, правительство области и начало делать необходимые шаги по развитию Костенковско-Борщевский историко-культурного кластера. Его уникальность в прямом смысле мирового уровня, и на таком же уровне хотелось бы видеть и инфраструктуру для туристов.
Большое значение имеет развитие гостиничной сети и индустрии отдыха и развлечений. И здесь есть масштабные инициативы, в том числе поддержанные федеральными деньгами через корпорацию «Туризм.РФ», - «Емань-Spa», «Пальма-парк». Фестивальная деятельность и возвращение Платонов-феста, уверен, поднимет нас на несколько позиций в рейтинге. Большие перспективы открывает использование потока автотуристов, которые едут в отпуск через нашу область. И так далее, продолжать можно долго. Нам есть, куда развиваться!
Для меня есть еще один принципиальный момент. Чтобы максимально раскрыть туристический потенциал нашей области одних только проектов мало, мало механических действий, пусть они и являются правильными. Поговорите с людьми в других регионах, спросите, что для них значит Воронеж, какие ассоциации вызывает? Поверьте, очень мало. Котёнок с улицы Лизюкова, «Факел», немного вспомнят о флоте, причём с недоумением, мол, где Воронеж и где море. С удивлением зададут вопрос, правда ли мы город-миллионник.
Кстати, давайте и себя спросим, что для нас Воронеж и область, что мы дадим нашим гостям, как мы и чем мы их встретим, какие удобства предложим, чтобы они хотели вернуться и посоветовать путешествие своим друзьям и знакомым? Почему я об этом говорю? Потому что Воронежская область и ее туристические возможности очень слабо представлены в общероссийском информационном пространстве. Если мы ответим для себя на эти вопросы, то комплексная реклама сразу добавит к нам интереса и повысит турпоток. Ведь российский юг на самом деле начинается у нас!