К чему может привести укрупнение муниципальных образований.
Один из последних документов, отправленных воронежскому губернатору Сергеем Дукановым в качестве руководителя управления Федеральной налоговой службы, несет в себе идеи почти революционные. Этот документ – рекомендации Общественного совета при УФНС, касающиеся финансовых взаимоотношений региональной власти и муниципалитетов.
Известно, что нынешняя структура межбюджетных отношений привела к обнищанию муниципальных бюджетов. При том, что львиная доля местных налогов, так или иначе, поглощается областной казной, многие руководители просто утратили мотивацию к увеличению налогооблагаемой базы на своей территории. Дескать, сколько ни заработай – все равно отнимут, и в любом случае за деньгами придется идти на поклон в областное правительство.
На заседании Общественного совета при УФНС эту ситуацию обсудили и пришли к выводу, что «грамотная и выверенная политика распределения бюджетных ресурсов приведет к развитию стимулов повышения бюджетной обеспеченности, улучшению предпринимательского и инвестиционного климата, а также к условиям равной конкуренции». С учетом этого Совет выступил с четырьмя предложениями:
1) усовершенствовать систему межбюджетных отношений, сделав ее более справедливой по отношению к муниципальным образованиям, экономически эффективной и социально-направленной;
2) стимулировать экономическую самостоятельность муниципальных образований, посредством повышения их бюджетной и налоговой независимости;
3) предусмотреть механизм распределения трансфертов, при котором будут учитываться различные факторы, влияющие на снижение задолженности;
4) укрупнить муниципальные районы Воронежской области, в целях сокращения чиновничьего аппарата и укрепления вертикали власти.
Оставим в стороне вопросы экономические. Столь радикальное изменение межбюджетных отношений, которое предлагают члены Совета, в нынешних условиях представить трудно, поскольку существующая система позволяет областной власти сохранять некое подобие управляемости городами и районами. Денег в стране и области становится все меньше, а, значит, желающие их получить должны будут угождать распределителям ресурсов с еще большим усердием. По сути, финансовые рычаги – единственное средство власти.
А вот идея укрупнения муниципальных районов требует отдельного осмысления. Возникает она не в первый раз, но прежде ее высказывали как бы вскользь: дескать, неплохо бы было слить успешные муниципалитеты с отстающими, глядишь, средний уровень и подравняется.
На этот раз с этой инициативой выступили не политики, не администраторы, а экономисты, люди, мыслящие категориями пользы дела. Так просто от них не отмахнешься.
Председатель Общественного совета при УФНС, ректор ВГУ, доктор экономических наук Дмитрий Ендовицкий пояснил интернет-газете «Время Воронежа» перед тем, как объяснить причины такой рекомендации напомнил, что в канун Дня России губернатор Алексей Гордеев пригласил к себе десять глав самых передовых воронежских муниципалитетов:
- Он позвал самых сильных руководителей, тех, в ком уверен, что они справятся со своими задачами.
Можно ли в этой связи говорить, что остальные главы, те, кого губернатор к себе не пригласил, - это слабые руководители? Профессор Ендовицкий предлагает рассуждать иначе:
- Речь о том, что сильный глава в состоянии подтянуть и слабый район.
Ректор напомнил о резонансное выступление губернатора, когда Алексей Гордеев заявил, что местное самоуправление в стране не состоялось:
- Так что предложение Совета перекликается и с этой мыслью губернатора, - говорит Дмитрий Ендовицкий.
Кроме того, он обратил внимание и на другую тенденцию последнего времени:
- Процессы слияния и поглощения идут сейчас и в бизнес-сообществе, и в вузовском сообществе. Так что идея эта не взялась из воздуха. Когда глава района явно не справляется со своей работой, ситуация требует решения. А при принятии решений надо исходить из имеющегося потенциала, из кадрового резерва.
Завершил свою мысль Дмитрий Ендовицкий так:
- На одной лояльности сейчас муниципальный район уже не вытянешь. Требуется компетентность, нужно работать.
Как показывает опыт, лояльность, действительно, плохо сочетается с профессионализмом. Но вспоминать об этом принято только в трудные времена.
Само собой, мысль о сокращении чиновничьего аппарата всегда найдет отклик в сердцах рядовых граждан, которые любого чиновника воспринимают как классового врага (что несправедливо, ибо чиновник плоть от плоти народа).
По данным Воронежстата, в регионе на конец прошлого года замещали муниципальные должности или должности муниципальной службы почти 4 тыс. человек. Непосредственно муниципальных районов в Воронежской области – 31. Плюс три городских округа – Воронеж, Нововоронеж и Борисоглебск. Если слить несколько районов, чиновников, по идее, должно стать меньше. Но решит ли это проблемы?
Депутат Государственной думы от Воронежской области, член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков считает, что станет только хуже. В свое время работая в региональном правительстве он курировал и вопросы муниципалитетов, поэтому судить о ситуации не умозрительно:
- Идея объединения районов, безусловно, имеет право на жизнь. В конце концов, район – это не раз и навсегда утвержденная данность. В истории Воронежской области районы не раз укрупняли и разукрупняли. Одна из причин возможного слияния районов – демографическая: не секрет, что есть территории, где население сокращается по объективным показателям. Разумеется, что на таких территориях бюрократический аппарат в прежнем количестве уже не нужен. В самом деле, трудно сравнивать район, в котором живут 100 тыс. человек, с районом, в котором живут 15 тыс. человек, - с точки зрения экономического потенциала в первую очередь.
Однако при этом Андрей Марков высказывает такую мысль:
- Хотел бы обратить внимание – откуда пришла мысль об укрупнении районов: из федеральной структуры. Мы знаем, что федеральные органы в последнее время оптимизируются, образуют межрайонные подразделения. Им так, безусловно, удобнее. Но не думаю, что так удобнее для жителей. В связи с укрупнением ведь возникает масса вопросов, требующих скорейшего разрешения. Что делать с образованием на местах? С медицинскими учреждениями? В общем, это сложный процесс. Надо сначала все тщательно продумать. Но, на мой взгляд, сейчас лучше ничего не трогать, чтобы не получилось, как всегда. Потому что в данном случае затрагиваются принципы организации всей вертикали власти.
Одним из тех, кто занимался укреплением упомянутой вертикали власти, был Владимир Кулаков, на протяжении девяти лет (2000-2009) работавший главой Воронежской области.
- Боже упаси нас от слияния районов, - говорит Владимир Кулаков. - 32 района – это нормально для такой области, как Воронежская.
Говоря о 32-х районах, экс-губернатор закономерно прибавляет к сельским муниципалитетам Борисоглебский городской округ.
Кулаков напомнил суть закона о местном самоуправлении: люди на местах сами должны решать, как лучше управлять своей территорией.
- Управлять из области жизнью каждого поселения – невозможно, - поделился Владимир Кулаков своим опытом. – Да этого и нельзя делать. Глава района должен отчитываться перед своими жителями, знать, чем они живут, в чем нуждаются в первую очередь.
Что касается перспектив сокращения чиновничьего аппарата, то он в них не очень-то верит:
- Когда я пришел в должность, то мы в течение короткого времени сократили вполовину число муниципальных чиновников. А потом их стало еще больше. Каждый глава приходит и убеждает, что нуждается в новых штатных единицах. Так что, сократи аппарат – и он снова вырастет.
Вот такие у нас «ножницы». С одной стороны, лояльность, которая заменила компетентность. С другой – постоянно растущий бюрократический аппарат, без которого на местах ничего не движется.
А фоном этой прекрасной картины является подступающее безденежье.
По нашим сведениям, пару лет назад к Алексею Гордееву уже подходили с идеей укрупнения районов. Тогда он сказал: ни в коем случае.
А теперь встречается с ограниченным числом муниципальных глав и внушает им, что они должны стать «лидерами процесса по замене устаревших управленческих практик на более эффективные, современные». Не исключено, что слияние некоторых районов теперь ему представляется вполне современным и своевременным занятием.
В конце концов, эту рекомендацию Общественного совета выполнить проще, чем первые три.