В Москве состоялось первое заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 100-летия Воронежского государственного университета, который будет отмечаться в следующем, 2018-м, году. «Коммуна» обратилась к депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ и члену оргкомитета Андрею Маркову с просьбой прокомментировать первые итоги работы оргкомитета.
– Андрей Павлович, сопредседателями оргкомитета по подготовке празднования столетия ВГУ стали губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и Министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Это замечательный знак, что юбилей Воронежского университета важен не только для Воронежа, но и для всей страны.
– Юбилей Воронежского университета уникален в том смысле, что будет праздноваться столетие именно классического государственного университета – одного из немногих в стране. За последние двадцать лет у нас прошло очень много реформ высшей школы – какие-то из них были продуманными и обоснованными, а какие-то, напротив, поставили высшую школу в условия выживания. Многие вузы прошли через процедуры реструктуризации и слияния; одни учебные заведения за это время успели стать «опорными» вузами, другие – «научно-исследовательскими», третьи – «федеральными». Но Воронежский университет смог избежать всех этих реформ.
С одной стороны, к сожалению, что избежал, – потому что вуз не получил никаких дополнительных финансовых средств из бюджета. С другой же стороны, это очень хорошо, что ВГУ остался представителем классической традиционной высшей школы. Потому что, на мой взгляд, самое главное в классических университетах – это те ценности и та система координат, которые они передают из поколения в поколение. Университет – это не просто высшее учебное заведение, но и важнейшая социальная организация, играющая центральную роль в передаче смыслов не только научного, но и общественного развития.
Посмотрите на ведущие классические университеты в странах Западной Европы – на Сорбонну, Оксфорд или Кембридж, на протяжении веков остающихся хранителями академической и интеллектуальной традиции, без которой не может выжить современное общество.
Эту же мысль разделяет и министр Ольга Васильевна, которая в своём вступительном слове на первом заседании оргкомитета отметила, что университет создавался в непростые годы и в условиях военного времени. Но правительство молодой Советской республики понимало все значение высшей школы, классического университетского образования. Поэтому правительство большевиков и постаралось спасти Юрьевский императорский университет от наступающих немецких войск и эвакуировать профессорско-преподавательский состав и студентов в Воронеж.
– Каковы итоги первого заседания оргкомитета по подготовке празднования юбилея, которое прошло в Москве?
– На комитете был рассмотрен предварительный план подготовки проведения празднования. План включает в себя несколько направлений и десятки мероприятий.
Первое, самое важное, направление – это собственно информационные публичные мероприятия, которые покажут городу и стране, что такое – Воронежский госуниверситет. Это будут различные «круглые столы», конференции, торжественные и праздничные мероприятия. Например, запланирована международная конференция почётных докторов университета. А в течение двух лет будет работать российско-китайский образовательный проект «Чайный путь знаний», предполагающий активизацию студенческого обмена между нашими странами. Самая же главная часть праздника придётся на День города, который мы будем отмечать в 2018 году. Кстати, в честь этого события по инициативе губернатора Алексея Гордеева Банк России принял решение выпустить памятную монету из серебра 925-й пробы.
Второе направление – это материально-техническая часть обеспечения юбилейных торжеств. Ожидается много гостей, и поэтому требуется провести капитальный ремонт фасадов университетских корпусов, конференц-залов, аудиторий – словом, привести университет в надлежащий вид. Собственно, первое заседание оргкомитета во многом было посвящено финансовой смете праздника, на который университету требуется порядка ста миллионов рублей. И Министр науки и образования уже дала соответствующие распоряжения, что позволяет надеяться на своевременное включение необходимых средств в федеральный бюджет.
– Празднование столетнего юбилея ВГУ будет иметь и широкий международный резонанс. Поможет ли праздник повысить мировые рейтинги Воронежского госуниверситета?
– Сейчас все увлечены рейтингами, все высчитывают, кто, где и какое место занимает. Но я все-таки хотел бы вам напомнить, что рейтинг – это часто коммерческий проект, преследующий определенные цели. Я вовсе не оцениваю рейтинги – плохо это или хорошо, но хочу лишь сказать, что рейтинги не отражают главного: подлинного значения классического университета для жизни нашего региона и всей страны. Поэтому давайте смотреть не на места в рейтингах, а на то, что университет может предложить нашему обществу – и сегодня, и через десять, и через двадцать, и через сто лет. А предложить Воронежский университет может многое.
Хочу напомнить, что в университете есть нобелевские традиции, специалисты ВГУ дважды принимали участие в составлении программ стратегического развития Воронежской области, выпускники успешно работают по всему миру, они востребованы. В нынешнем году в стране стартует Приоритетный национальный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», в рамках которого Министерство образования и науки РФ определит сорок высших учебных заведений, на базе которых будут созданы Центры инновационного, технологического и социального развития регионов. Я уверен, что наш университет достоин стать одним из передовых инновационных центров в стране. И уже написал депутатское письмо в адрес министра Васильевой с просьбой включить Воронежский университет в список этих сорока вузов.
– Какие еще реформы, на ваш взгляд, сегодня необходимы российской высшей школе, чтобы соответствовать актуальным научным задачам и вызовам времени?
– Мое глубокое убеждение: реформу высшей школы нужно было начинать с того, чтобы объявить мораторий на все реформы, связанные с классическими государственными университетами. На мой взгляд, не надо к классическому университету ничего добавлять, никаких приставок – ни «опорный», ни «исследовательский» – ничего. Я об это уже говорил, но повторю чуть другими словами: потому что по своей природе классический университет является и опорным, и научно-исследовательским – он и носитель знания, и генератор смыслов, и основной источник научного поиска. И поэтому классические университеты должны остаться незыблемы в своих формах организации – со своими вольностями внутренней жизни, выборами ректоров, научными дискуссиями и прочее. Тогда наука сама будет не только отвечать на вызовы времени, но и опережать их, определяя общественное развитие. А приоритетный национальный проект – это, как я вижу, не столько реформа, сколько актуальное направление поддержки. Главное, чтобы цель была достигнута, и учёные не оказались бы завалены кучей новых бумаг и отчетности.
– Но разве дело только в названии? Государство переформатирует вузы, чтобы более чётко обозначить приоритетные векторы научного развития и направления государственной политики в области финансирования научных исследований...
– Для того, чтобы поддерживатьклассические университеты, не надо их бесконечно реформировать. Надо просто финансировать. И смена названия имеет огромное значение. Она подчеркивает, что меняется и вся внутренняя структура, и вуз может погрузиться в бюрократический хаос, который стопорит развитие учебного заведения, как минимум, на несколько лет. Но сила классического университета как раз в том, что они – автономны. Наука – это творчество, это поиск. Как только мы говорим, что творческий поиск нужно и можно направить в определенное русло, – всё! Творчество тут же стопорится. К примеру, если нам необходимо доставить экспедицию на Марс, то нам вовсе не нужно объединять и переименовывать все работающие на эту цель вузы в «Институт Марса» и отсекать все «ненужное». Нужно просто в рамках проекта размещать заказы на необходимые разработки, надо обеспечить работу учёных, чтобы они занимались наукой, а не искали бы приработок на стороне и не беспокоились бы, как они прокормят семью. Я так думаю.
– Андрей Павлович, среди всех членов оргкомитета только вы и ректор Дмитрий Ендовицкий являетесь выпускниками ВГУ. Помогает ли вам классическое университетское образование на государственной службе?
– Безусловно. Я хочу подчеркнуть, что я уважаю все профессии, с особым пиететом отношусь к инженерным специальностям. Все профессии важны и прекрасны! Но, уже работая в Правительстве Воронежской области, возглавляя кадровую комиссию, отвечающую за приём на работу новых специалистов, я осознал, насколько сложно найти людей с более общими, универсальными знаниями, если хотите – с широким взглядом на мир. Я ни в коем случае не утверждаю, что выпускники других вузов этим не обладают, нет! Но как образовательная система классический университет уделяет этому, объективно, больше времени и места и обладает соответствующей школой. Как выпускник истфака, я могу сказать, что мы теряем катастрофически много, сокращая бюджетные места на гуманитарных факультетах, и на истфаке в том числе. Ведь исторический факультет не только даёт образование, но и развивает способность к широкому взгляду на общественные проблемы, способность мыслить на стыке многих наук – политологии, социологии, философии, права. Когда я поступал в 1989 году на истфак, у нас училось 75 человек на дневном потоке, еще 75 заочников и 50 вечерников, итого– 200 молодых специалистов в год. А сейчас в год выпускается порядка двух десятков бюджетников. При этом мы все говорим о том, как уникальна история России, как важно её понимать, знать и чтить. Если хотите, в ней еще важно не заблудиться. А без профессиональных историков сделать это нелегко.
Хочется верить, что ситуация изменится к лучшему. Вот поэтому я говорю, что 100-летие ВГУ – не только великолепный праздник, но и повод еще раз обратить внимание на высшее образование, но роль в нём классических университетов.