По словам Андрея Маркова, бюджетная политика перестала стимулировать муниципалитеты к развитию
Местное самоуправление в России сужается, как шагреневая кожа. Такое суждение выразил депутат Государственной думы Андрей Марков 28 ноября в ходе прошедшего в Ресурсном центре НКО круглого стола, посвященного перспективам развития институтов местного самоуправления.
Главной причиной драмы самоуправления, по словам члена профильного комитета Госдумы, является бюджетная и налоговая политика государства. Правда, пример на этот счет он взял из взаимоотношений региона с федеральной властью. Но случай все равно показательный. Как сказал Андрей Марков, раньше в распоряжении региональных властей оставалось 18% налога на прибыль организаций. Центр забрал себе 1%, это минус миллиард рублей для Воронежской области. Конечно, признал депутат, затем Федерация компенсирует эти потери – субсидиями и софинансированием. Но, во-первых, под целевые назначения. Во-вторых, деньги сверху приходят, как правило, в конце года, и их трудно освоить. И в-третьих, при таком подходе утрачивается смысл в планировании: нижестоящие руководители не знают, сколько лимитов им спустят сверху, когда, на какие цели. А без планирования местная власть только и может, что по мере сил реагировать на текущие нужды, не задумываясь о будущем, даже ближайшем.
Понятно, что на уровне местного самоуправления ситуация с налогами еще выразительней, чем на уровне региона. В конце концов, областной бюджет зависит от федеральных поступлений, а сельский – еще и от областных и районных.
Нашелся у Андрея Маркова пример и другого рода, подчеркивающий положение дел в местном самоуправлении. Инвестор на территории создает предприятие: 350 рабочих мест, высокая зарплата. В бюджеты всех уровней его налоги составляют 50 млн рублей в год. А в местный – всего 5 млн. При этом содержание одного детского сада на той территории обходится местной казне в 10 млн.
- Разве это поощряет местную инициативу? – задался риторическим вопросом депутат Госдумы. – Такие проекты для местного главы – сплошная головная боль, плюс ко всему сопровождаемая разговорами про коррупционный интерес. Так ради чего ему стараться, зазывать к себе инвесторов, создавать им условия?
Колориту картине добавила реплика главы Курбатовского сельского поселения (Нижнедевицкий район) Михаила Грибанова: на селе люди не идут работать во власть. Причина? Зарплата специалиста составляет 8 тыс. рублей в месяц.
Депутат Госдумы внес свою лепту, сказав, что достойные люди отказываются идти в главы поселений: бюджета нет, зато контролирующих органов в изобилии; штраф за любое нарушение выше, чем зарплата, а штрафовать, сказал Андрей Марков, можно хоть каждый день.
Не потому, конечно, что все подряд злостные нарушители, а потому что, если контролер не найдет повода для штрафа, будет поставлена под сомнение его квалификация.
В этой связи Андрей Марков прояснил свою позицию по законопроекту, согласно которому муниципалитеты получат право привлекать для своего аудита региональные контрольно-счетные органы, поскольку средств на содержание местных аудиторов у них просто нет. Депутат подчеркнул, что речь идет именно о праве на привлечение внешнего контроля.
- Я же знаю, - сказал депутат, - как система работает. Когда закон выйдет – право превратится в обязанность, и многие региональные чиновники воспользуются им, чтобы свести счеты с неугодными главами местного самоуправления, превратят правовой механизм в рычаг давления.
В общем, Андрей Марков был совершенно прав, когда назвал заданную тему своего выступления «Является ли нынешняя модель местной власти самоуправлением?» провокационной.
Разумеется, на воронежском круглом столе не могла не зайти речь о территориальном общественном самоуправлении – ТОСах, система которых в регионе активно поддерживается правительством области путем предоставления бюджетных грантов. Все участники, в общем, сошлись, что ТОСы служат благому делу – стимулируют самостоятельность гражданского населения, их ответственность за тот участок, на котором они живут и взаимодействуют.
При этом прозвучала мысль, что зачастую именно ТОСам удается получить финансирование важных местных проектов по благоустройству, в то время как муниципалитету на те же цели ассигнования не достаются. В этой связи характерным можно считать мнение курбатовского главы Михаила Грибанова о том, что анонсированный властями переход на инициативное бюджетирование может погубить ТОСы.
Мысль эта показалось Андрею Маркову настолько важной, что вечером того же дня он обсудил ее с губернатором Алексеем Гордеевым. Как об этом сообщает пресс-служба правительства области, «планируемые проекты по инициативному бюджетированию не должны заменить собой существующие программы поддержки общественного самоуправления».
Очевидно, что ТОСы для областного руководства – один из самых приоритетных проектов. К примеру, заместитель руководителя Аналитического центра облправительства Алексей Боев высказал мысль о том, что лидеры ТОСов и других некоммерческих организаций вполне могут войти в кадровый резерв органов власти и местного самоуправления. Алексей Боев не произносил словосочетания «социальный лифт», но имел в виду именно его: дескать, работайте граждане и высшей наградой для вас станет возможность стать чиновником.
Здесь уместно вспомнить про зарплату специалиста в 8 тыс. рублей и про обилие алчных контролеров. Это не тот калач, которым можно заманить толкового человека.
Но у идеи, выраженной Боевым, есть еще одна сторона, о ней-то и сказал Андрей Марков:
- Мне кажется, не надо тянуть их во власть, во власти сидят бюрократы, у которых рабочий день с девяти до шести и все шаги регламентированы. А у общественных лидеров душа поет, это совсем другие люди.
И затем депутат Госдумы задал очень важный вопрос:
- Почему у нас власть считается идеалом, вершиной карьеры?
За круглым столом собрались по большей части представители низшего уровня самоуправления и общественники. Наверное, они могли ответить на этот вопрос. Но не стали.