Депутат Госдумы Андрей Марков обозначил вероятный новый тренд федерального центра
Необходимо вернуться к выборной модели на всех уровнях местного самоуправления и органов власти. С таким заявлением 26 февраля на очередном заседании Воронежского клуба политологов выступил депутат Государственной думы от Воронежской области, член фракции «Единая Россия» Андрей Марков.
Свое заявление он сделал по итогам обсуждения вопроса о том, возможно ли в России применить общественно-государственную систему управления: когда всякое решение, принимаемое чиновником, опирается на основе учета мнений активной части общества.
Само по себе обсуждение, можно сказать, получилось печальным, хотя главный докладчик – профессор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Якимец и привел несколько эффективных, на его взгляд, примеров взаимодействия власти и общества по некоторым проблемам местного характера в Татарстане, Пермском крае, Ярославле. Но всякий раз это взаимодействие делалось возможным, только если на то была добрая воля главного руководителя территории. Как выразился профессор Якимец, где-то есть вменяемые чиновники, а где-то – невменяемые.
У этой потертой медали есть и другая сторона: нашей публике трудно дается даже сам процесс формулирования общего интереса, который следует донести до власти.
Почему граждане неактивны, задавался сакраментальным вопросом Владимир Якимец, почему они не видят своего интереса?
Более двухсот лет великая русская литература, к примеру, билась над поиском ответа на этот вопрос, да так и почила в бозе, не найдя ответа.
Со своей стороны, власть пытается как-то вовлечь публику (граждан) в интерактивные затеи, предлагая им, например, электронным образом ставить оценки местным органам управления. Разумеется, эти благородные инициативы спускаются сверху в виде циркуляров, которые необходимо исполнять.
В связи с этим Андрей Марков, долго руководивший управлением региональной политики в правительстве области, рассказал случай, имевший место в одном из воронежских муниципалитетов, куда пришел такой циркуляр: мол, требуется, чтобы не менее 400 жителей района посредством интернета поставили оценку местной власти. А не в каждом районе, сказал Марков, можно найти такое количество пользователей, да и не каждый из пользователей готов ставить такие оценки. Глава одного из районов вызвал своего подчиненного, смыслящего в электронных вопросах, и распорядился сделать так, что доля населения, удовлетворенного деятельностью местной администрации, составила где-нибудь процентов 60%. На его взгляд, этот показатель был бы вполне, что называется в тренде. Какого же было удивление этого префекта, когда в областном правительстве ему дали по шапке за то, что у него оказался самый низкий процент удовлетворенности: коллеги-то скромничать не стали и выдали начальству 80-90%.
На этом можно было бы и завершить рассказ про поиски путей взаимодействия власти и общества, но Андрей Марков счел нужным напомнить, что высшая степень публичной политики – это выборы. Поэтому нужно возвращаться к выборной модели глав на всех уровнях.
Эти слова он произнес в момент, когда в Воронеже идет конкурс по отбору кандидатов на пост мэра – первый после того, как в декабре 2016 года единороссы из городской думы упразднили институт прямых выборов градоначальника. Тогда Андрей Марков публично не поддерживал коллег, но и не выступил против.
Теперь же он не в первый раз заводит речь о возврате всенародных выборов, отмененных практически по всей стране по воле правящей партии. У нас нет оснований сомневаться в том, что Андрей Марков говорит искренне. Но у нас есть основания думать, что депутат Госдумы, член «Единой России» в данном случае, высказывая вполне себе либеральные идеи, выражает не только свое мнение.