Депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков - о том, чем конкретно поможет жителям сельской местности нова государственная программа комплексного развития сельских территорий.
Постановлением Правительства РФ утверждена государственная программа комплексного развития сельских территорий. Подробно о ней говорилось на состоявшемся в Воронеже заседании правительственной комиссии под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева (См. «ВК» 322 от 28 мая). В чем кардинальное отличие этой программы от существовавших ранее? Как она будет увязана с существующими нацпроектами? Чем конкретно поможет жителям сельской местности? Об этом в интервью корреспонденту «ВК» рассказывает депутат Госдумы от Воронежской области (Павловский одномандатный округ), член Комитета ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Андрей Марков.
Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» утверждена постановлением правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696. Срок реализации госпрограммы – 2020–2025 годы. Общий объём финансирования – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета – 1 трлн рублей.
Касается человека
- Андрей Павлович, законодательное обеспечение этой программы разрабатывает созданная в Госдуме РФ рабочая группа. Это вопросы субсидий, налогов, дорожного и жилищного строительства и так далее. Почему сейчас необходима именно такая программа, в чем ее коренное отличие от тех, которые были раньше?
- В возможностях и направлениях реализации. Ранее частью госпрограммы развития АПК была подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий». Основные направления развития села она также отражала, но было понятно, что к ней относились как к «бедному родственнику». Понятно, что профильное министерство – Минсельхоз - всегда пыталось большую часть внимания уделить на развитие производства, поддержку производителя. Это объективный процесс. Но сейчас ситуация кардинально меняется, потому что новая программа будет самостоятельной, и она нацелена именно на развитее сельской территории, на развитие там гражданской жизни. Все основные мероприятия, которые шли на поддержку производителей, останутся в программе развития АПК. А эта программа будет касаться именно жизни, быта, социальной сферы, местных инициатив, жилья, всего, что касается человека.
Второе кардинальное отличие – это суммы. За 15 лет на действовавшие ранее программы развития села было потрачено около 600 млдр рублей. Сейчас средств - и не на 15, а на пять лет – выделяется в разы больше.
- Дмитрий Медведев дал поручение «увязать госпрограмму с национальными проектами». А есть ли шанс, что она станет еще одним полноценным нацпроектом?
- Будет ли она нацпроектом официально, не так важно. По сути, это нацпроект. Главное, не как назвать, а как реализовать.
Мост через болото
- В программу заложен проектный подход, то есть будут учитывать потребности каждого конкретного населённого пункта. Но по силам ли главе сельского поселения разработать такой комплексный проект самостоятельно?
- На уровне села специалистов, может быть, и трудно найти. Но составить проекты вполне возможно, основной единицей в их подготовке будет районная администрация. А чтобы собрать проекты с мест, нужны централизованные усилия региона. Но основной принцип программы – это именно инициатива с мест. Насколько этот принцип сработает, судить пока сложно. С местными инициативами мы давно работаем – в виде ТОСов, инициативного бюджетирования и так далее. И люди уже поняли, что инициатива играет роль. В программу смысл закладывается еще и такой: если есть инициатива с мест, то есть и надежда, что деньги впустую не будут потрачены. Значит, люди сами решат, что действительно нужно. Мы ведь понимаем, что «освоить деньги» и «распорядиться ими» - это не одно и то же. Можно «освоить», построив хрустальный мост через болото Гадюкино, который никому не нужен.
- Кто же будет оценивать жизнеспособность этих проектов?
- Конкретно о форме и содержании оценки пока не могу сказать, но точно, что отбор проектов и объектов будет содержать конкурсную основу. Сейчас программа выглядит великолепно. Хотя, понятно, что ее красота и стройность будут корректироваться жизнью. Например, есть населенный пункт, где уже многое сделано. Но, тем не менее, необходим водопровод или дорога. Есть населенные пункты, где комплексность уже не будет играть роль, а где нужен конкретно точечный объект. Причем во многих случаях люди сбрасывались всем селом на проектирование. Пока у меня возникают вопросы, не будут ли такие объекты на второй план отодвигаться в силу «некомплексности». Как правило, это вода, и об этой проблеме я министерству сказал. Хотя по воде у нас еще одна программа пойдет в рамках нацпроекта «Экология», там уже не Минсельхоз, а Минприроды ответственным назначено. И тут как раз хорошо бы, чтобы такие вопросы решались в увязке с нацпроектами, чтобы не получилось у семи нянек дите без присмотра. Цель-то очень благородная – сохранить долю населения, проживающего в сельской местности, в демографическом составе страны.
Чтобы был эффект
- Есть пока небольшие, но и обратные процессы. Если село с хорошо развитой инфраструктурой, там можно жить человеку, работающему, скажем, в соседнем городе.
- Правильно, программа нацелена на создание условий для жизни. Жить в сельской местности - не значит работать именно на сельских производствах. Но в таком селе нужно развивать малое предпринимательство, сферу услуг, обеспечить село интернетом и всем прочим. Все это есть в программе, то есть, она направлена на то, чтобы стимулировать людей жить в сельской местности. А работать можно удаленно, в городе.
- Одно из привлекательных мест программы – ипотека под 3 % годовых для строительства или покупки дома в селе.
- Возможно и меньше. Региональная власть может снизить ставку до 1%, а остальную часть гасить за счет бюджета.
- Это распространяется на всех или только на жителей села?
- Думаю, по-хорошему не должно быть привязки к месту работы. Это же не крепостное право. В программе еще есть строительство муниципального жилья для учителей, врачей. Но многое зависит от количества финансов, которое будет на эти цели направлено. А еще мы же понимаем, что очень многие захотят жить, например, в Новой Усмани или в Бабяково и в других сельских пригородах Воронежа. Тоже хорошая вещь, но там и так развиваются строительство и инфраструктура. Цель-то основная – равномерное развитие территории региона. Очень хотелось бы, чтобы был такой эффект.
Кому лечить?
- А кто будет контролировать наличие этого эффекта?
- Лучший вариант – не забирать все наверх, в Москву, а потом распределять, а забирать нужную для распределения часть, а остальное оставлять на местах. Иначе погрязнем в системах контроля, одни контролеры вокруг будут.
- Но вы, как депутат, будете контролировать ход выполнения нацпроектов и то, как они увязаны с комплексной программой развития села?
- Нацпроекты только начинаются, и мы их еще не контролировали. Но я вижу свою задачу в том, чтобы мы могли рационально подходить к реализации того или иного нацпроекта. Ну, например, построили мы 10 ФАПов. Это хорошо. Но ФАП построили, а фельдшера нет. Главная проблема – не здание и не оборудование, а кому лечить. Сам по себе ФАП не лечит. А если вовремя оказать человеку помощь, то он и здоровье сохранит, и это выйдет дешевле, чем его потом отправлять на лечение в областную больницу. Но это эффект накопительный. Насчет нацпроектов - понятно, мы сейчас создадим инфраструктуру. Это очень важно. Но наполнить ее людьми не менее важно. Школы, больницы требуют учителей, врачей. Да, ипотека под 3% - очень хорошо. Но не едут ведь и под программы «Земский доктор» и «Земский учитель». Под миллион рублей не едут. Важно выявлять такие проблемы, чем просто подтвердить, что мы что-то реализовали.
Отвечать нечем
- А будут ли у представителей местного самоуправления (МСУ) возможности для реализации?
- МСУ испытывает многие проблемы. Надо, на мой взгляд, переписывать закон о МСУ. Хотя он один из самых работающих, прежде всего потому, что большая часть населения живет в рамках этого закона.
- О каких проблемах конкретно вы говорите?
- Прежде всего, о финансовой. Не решены проблемы налоговые, проблема ответственности власти. Точнее, ответственности - море, а отвечать нечем. У нас все сваливается на главу поселения либо района, он за все должен ответить с точки зрения развития села или района. Кому-то повезло исторически, территориально, есть успешные предприятия еще с советских времен, но у 80% муниципалитетов - извечные беды, за которые выйти нельзя. Инициативы мало внизу, потому что она наказуема.
Вот, приходит инвестор к районному главе. Говорит: «Я строю предприятие, 1,2 млрд рублей вкладываю в завод, высокотехнологичный. У меня там будет 350 рабочих мест со средней зарплатой в 40 тыс. рублей». Хорошая вещь? Любой будет рад, правда? По расчетам этот завод будет выплачивать около 60 млн рублей налогов в год. Сколько местная власть получит налогов? 5 млн рублей. А сколько должен район вложить под этот завод? Согласования, коммуникации и дороги – его полномочия. 350 рабочих мест – как правило, молодые семьи, это детсад мест на 150, содержание такого детсада – 12 млн рублей в год для местной власти. А его еще надо построить.
Мы все централизовали наверх – объекты, госпрограммы. Но вот сидит глава, они же разные бывают: кто-то бурлит, старается, а кто-то сидит и думает: Зачем мне эта головная боль? Войду в программу, мне дадут на ремонт дорог 30-40 млн рублей, и ради бога. В следующем году попаду в программу под водопровод. Разрою дорогу. Водопровод проложу». Возникает иждивение, инициатива у него уходит, потому что он понимает, что она в пар уходит. Наша система МСУ не позволяет развиться нужной инициативе. Она ее придушивает, поэтому и возникают вопросы. Давайте школу. Давайте. Построили, а она пустая стоит. Или больницу построили, вбухали полмиллиарда, а врачей нет, не хотят они там жить. Она бы работала в полную силу, когда у МСУ была бы возможность полностью реализовать свои полномочия и иметь самостоятельность в финансовых решениях.
Если хотят перемен
- Вы часто бываете в округе. А что говорят о нынешней ситуации не местные руководители, а просто ваши избиратели?
- Проблем масса. Медицина, вода, дороги. Но первая проблема – нет работы. Хотя иногда там, где предлагают, работать не хотим, лучше мы вахтой поработаем. И тут сохраняются иждивенческие настроения. Не у всех, но это есть. К сожалению, мы никак не изживаем советские представления – дайте нам работу, дайте то и се. А когда работа появляется – нам не нужна такая работа. Хотя, мы были в этом году в Пузево Бутурлиновского района. Там они помидоры в собственных теплицах выращивают. Чувствуется, люди нацелены на достойную жизнь, они на это работают. Отсюда и село красивое, с хорошим центром. И они хотят обустраивать его дальше. Я не хочу никого обижать, но там где люди сами хотят перемен к лучшему, они их добиваются. Или движение ТОСов, когда люди сами выдвигают проекты, сами реализуют. ТОСы тоже разные, но есть просто удивительные, особенно когда подключается местный бизнес. В Верхнемамонском районе есть село, где местное предприятие е подключилось к ТОСовскому движению. Понятно, что ТОС – это, прежде всего, сделать что-то своими руками. Но когда бизнес видит, что это правильно, и подключается, то получается удивительный проект – тропа здоровья у них в Белых Ключах, великолепная зона отдыха. То есть люди хотят жить в красивом месте, красиво устраивать свой досуг. Они и дальше хотят делать. Вот это то лучшее, что можно было спровоцировать ТОСовским движением.
- Какие ваши ближайшие шаги как депутата?
- В каждом районе моего округа около пяти школ, которые еще не на газовом отоплении. В прошлом году появилась строка в бюджете, что на реконструкции школ выделяется 3 млрд рублей на всю страну. С одной стороны, это плюс, потому что раньше такой строки в федеральном бюджете не было вообще. Но в моем округе 15 районов, а 3 млрд рублей хватит на пять районов всего, чтобы отремонтировать школы, построить спортзалы. А это на всю страну. Мы с коллегами попытались изменить эту ситуацию. Я подавал изменения в бюджет, чтобы сделать 15 млрд рублей. Если б было 15 млрд - это, возможно, одна-две школы в моем округе в год ремонтировалось бы. Всего лишь. Но это было бы хоть как-то ощутимо. Эта строка остается, но еще у нас прозвучало послание президента, который сказал, что к 2021 году необходимо благоустроить все сельские школы: отопление, канализация, интернет. Я хочу эту тему взять для себя как главную. Для моего округа это актуально - перевод на газ, теплые окна, фасады. Но я пока не вижу ни одного бюджетного шага. А до начала 2021 года осталось полтора года. Очень надеюсь, что поручение президента будет выполнено. Да, нужно достаточно много денег. Средняя котельная – 10 млн рублей, на небольшую школу. Пять школ в районе – 50 млн. В округе – 15 районов. А на всю нашу область – где-то примерно 1,5 млрд рублей нужно. На всю страну – 100 млрд рублей. Для 20- триллионного бюджета это не большие деньги. Так что надо этого добиваться.
- В том числе – через нацпроекты?
- Я думаю, все нацпроекты отражают поворот на социальную сферу. По сути, они только в следующем году пойдут. Но мы можем упустить время, нужно на них сосредоточиться. Мы много говорим о том, как они хороши. Они, и правда, хорошие, но это пока проекты, а не реализация. Но ими уже отчитываются, а чем отчитываться-то? Мы можем много чего построить в селе, но если людей там все равно не будет – какой смысл? Задача и нацпроектов, и комплексной программы – чтобы люди жили. И жили лучше.
Село – это источник нашей культуры. Поддержка и сохранение села – это сбережение народа во всех ипостасях, и физически, и культурно-историческое. Когда бываешь в мегаполисах, понимаешь, насколько мир единообразен. К примеру, в Сеуле ты себя чувствуешь так же, как в Берлине, Москве, или в Воронеже. Это один тип культуры - городской. Есть национальные различия, но очень незначительные. А любое село несет в себе национальную идентичность. Либо маленький городок, он сохраняет свою историю. И это очень важно – ощущать сохранять свою идентичность.
Борис Подгайный, Евгени Полухина ("Воронежский Курьер")