Развитие туризма требует модернизации законодательства

15 апреля 2022, 15:00

В Комитете Государственной Думы ФС РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры прошел круглый стол «Обеспечение доступности отдыха российских граждан в условиях санкционного давления и повышенного спроса на внутренний туризм», на котором были обозначены две главных беды российского туризма: высокие цены и плохие дороги. 

Велика Россия, а съездить отдохнуть некуда – слишком мало у нас теплых морей и пляжей. Южные курортные города уже сейчас испытывают огромный наплыв соотечественников. Билеты на поезд в Краснодарский край, Крым и на Кавказские Минеральные Воды уже практически раскуплены. А вот самолеты в южные регионы страны из-за проведения специальной военной операции пока не летают. 

И, как отметил в своем выступлении глава Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев, уже сегодня «проезд наших граждан к месту отдыха уже стал весьма затруднительным. Также неопределенной остается работа многих аэропортов на период проведения специальной операции на территории Украины». 

В свою очередь, руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова рассказала, что сейчас Ростуризм готовит для российских отдыхающих новые маршруты для отдыха.

- Мы работаем над повышением ценовой доступности, над формированием вместе с бизнесом и регионами новых доступных маршрутов, над вопросами безопасности и, конечно же, над развитием туристической инфраструктуры. И в этом летнем сезоне наших туристов по всей стране готовы принимать почти 18 тысяч классифицированных гостиниц всех категорий звездности», - отметила глава Ростуризма.

Как отметила Зарина Догузова, многие российские регионы готовы уже с майских праздников встречать туристов. В ведомстве ведется работа, чтобы отдых был бы привлекательным и доступным для большего числа людей. В частности, запущено несколько программ, самая популярная из которых — кешбэк за купленные туры. Уже более 1,5 миллиона человек приобрели путевки с кешбэком, а всего за год, как планируют в Ростуризме, этой программой воспользуются более трех миллионов человек. 

Система государственной поддержки туристических чартеров помогает купить со скидкой авиабилеты. Из федерального бюджета субсидируют 50 процентов стоимости фрахта самолетов, поэтому цена за авиабилеты в 1,5-2,5 раза ниже, чем была бы без господдержки. Приобрести билет со скидкой уже сейчас можно в Татарстан, Тюмень, Дагестан, Чечню, Карелию, на Алтай, Камчатку, Сахалин и в Иркутскую область. Чартеры начнутся с конца апреля. В этот список в ближайшее время хотят добавить Кавказские Минеральные Воды, Калининград, Приморье.
Не меньшей популярностью пользуется и система возврата части денег за путевки в детские лагеря – в рамках этой программы уже приобретено более 100 тысяч путевок. 

Программы детского отдыха готовы поддержать и законодатели – в частности, в Совете Федерации подготовлен законопроект о запрете использования детских оздоровительных учреждений не по назначению. По данным парламентариев, только за последний год более 30 детских оздоровительных лагеря сменили статус — многие стали отелями. Поэтому законодатели ведут совместную работу с представителями отрасли, понимая, что сейчас необходимо оперативно разрабатывать и принимать нормативные акты по поддержанию внутреннего туризма.

В свою очередь, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов поставил вопрос о необходимости поддержки и делового туризма: 

- Именно деловой туризм по среднему чеку дает по всей России самые высокие показатели. 

Правда, для развития делового туризма нужно развивать соответствующую инфраструктуру – гостей-бизнесменов должны привлекать не только высококлассные отели, которые сейчас появились уже в каждом крупном городе России, но и индустрия развлечений. Между тем, строительство таких объектов сейчас сопряжено со многими искусственными трудностями. 

- Вопрос процедуры строительства надо упрощать – потому что у нас строительство отеля или комплекса развлечений занимает четыре-пять лет, а цикл проекта, под которые дают гранты на развитие бизнеса, составляет всего три года, - говорит Вадим Прасов. 

Многие представители туроператоров высказались за развитие отечественных цифровых платформ для замены ушедших с российского рынка западных электронных агрегаторов. Например, необходимо как можно скорее создать единую информационную систему электронных путёвок. Или присвоит статус IT-компаний тем туроператорам, которые развивают системы электронного бронирования.   

Также прозвучали предложения поддержать и тех туроператоров, которые занимаются выездным туризмом. 

- Всем очевидно, что внутренний туризм должен развиваться в условиях конкуренции. – говорит глава туроператора «Алеан» Илья Уманский. -  Мы сейчас много говорим о том, что нынешняя ситуация — это шанс для внутреннего туризма, но это еще и шанс оставить о себе очень грустное и нехорошее впечатление. Потому что все-таки внутренний туризм изначально был сбалансирован в условиях открытых рынков, и отсутствие возможности поехать за рубеж приведет к печальным последствиям. В прошлом году мы имели похожую ситуацию с закрытой с апреля по июнь Турцией, и в итоге мы все дружно обсуждали рост цен, снижение качества на наших курортах... Поэтому, если говорить о мерах поддержки, то необходимо поддержать и коллег, занимающихся международным туризмом, и компании, которые найдут возможность отправлять самолеты. 

Такими мерами могло бы стать обнуление процентной ставки НДС не только для отелей, но и для туроператоров – по мнению выступающих, государство активно продвигает тему чартерной перевозки, субсидирует чартеры, но туроператоры, которые формируют эти программы, находятся в дискриминационных условиях. 

По итогам Круглого стола было принято решение обратиться к руководству Государственной Думы с предложением ускорить работу над поправками в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также призвать правительство страны рассмотреть ряд новых мер по стимулированию внутреннего туризма.