В Государственной думе прошли парламентские слушания на тему «Реализация законодательных положений в части информированности граждан об оказании услуг туроператорами». Слушания были посвящены внедрению механизма электронных путевок.
Напомним, что новый сервис, в котором туроператоры размещают сведения о договорах реализации туристского продукта, пока работает в тестовом режиме, но 1 сентября текущего года переходный период действия закона завершается - подключение турфирм к этой системе станет обязательным, и за отсутствие информации в едином реестре электронных путевок туроператора будет ждать серьезный штраф.
Целесообразность внедрения системы электронных путевок очевидна – это, прежде всего, дополнительные гарантии безопасности туристов: клиент турфирмы через уникальный QR код сможет, когда это понадобится, посмотреть в системе информацию о своей поездке, проверить поступление оплаты и ход оформления билетов на самолет.
Как отметили многие участники парламентских слушаний, государство и бизнес во время тестового режима работы электронного сервиса, опираясь на позицию участников рынка, проделали большую работу по совершенствованию механизмов работы системы. Например, из числа обязательных для внесения данных была исключена часть персональной информации о туристах (адрес электронной почты и телефон), а также сведения о номерах рейсов прибытия и отправления.
Однако говорить о готовности системы к полноценному запуску пока рано. И у турбизнеса, и у парламентариев остаются вопросы к работе нового сервиса.
Турфирмы регулярно сталкиваются с техническими сложностями при подключении к электронной системе и размещении информации, что в конечном итоге выливается в дополнительные финансовые затраты. Отсюда закономерный вопрос: не вырастит ли из-за этого стоимость путевок?
- Пора уже получить четкое представление, сколько стоит работа самой системы и подключение каждого туроператора и турагента, - отметил председатель Комитета Госдумы по туризму Сангаджи Тарбаев. - Потому что от бизнеса звучат самые разные цифры, от 50 тысяч до десятков миллионов рублей.
Кроме того, по словам главы думского комитета, до сих пор нет четкого понимания о предельно допустимых сроках подачи в систему информации о реализации туристского продукта:
- Ситуация, когда человек уже поехал отдыхать, а информации о его путевке все еще нет в системе, является недопустимой.
Представляя позицию турбизнеса и экспертного сообщества, президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский заявил о необходимости доработки сервиса и высказался в пользу переноса сроков введения порядка обязательного оформления электронных путевок:
- Я бы предложил этот срок перенести ровно на год, чтобы в период высокого сезона следующего года проверить все взаимодействие.
С участниками рынка согласился и депутат Артем Прокофьев, возглавляющий рабочую группу по внедрению механизма электронных путевок при Комитете Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры:
- С одной стороны, сервис обеспечивает доступность информации, с другой – есть угроза персональным данным туристов. С одной стороны, он гарантирует прозрачность отрасли, с другой – создает избыточную нагрузку для участников рынка, с одной стороны, повышает безопасность для клиента, с другой – создает угрозу устройству рынка через изменение потоков информации внутри системы.
Комментируя возможный перенос сроков внедрения электронной путевки, участники слушаний сошлись во мнении, что хотя это не самое оптимальное решение проблемы, но если в течение ближайших месяцев не будут решены ключевые вопросы интеграции бизнеса в единый цифровой контур, государство может вновь пойти навстречу пожеланиям бизнеса. А пока отрасль ждет принятия правительственного постановления «Об утверждении Правил функционирования единой информационной системы электронных путевок».