Комитетом Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры был организован круглый стол, посвященный проблеме законодательного регулирования деятельности так называемых «гостевых домов».
В ближайшее время Комитет будет рассматривать поступающие ко второму чтению законопроекта поправки, и круглый стол стал отличным способом «сверить часы». Свои предложения представили депутаты Госдумы, Министерство экономического развития, Российский союз туриндустрии, администрации Краснодарского края, Дагестана, Крыма, Севастополя.
Законопроект «О проведении эксперимента по установлению правового статуса и основ правового регулирования деятельности гостевых домов» был принят Госдумой в первом чтении в ноябре прошлого года. Предполагалось, что до конца года пройдет и второе чтение, но подготовка поправок затянулась - выяснилось, что не так-то просто навести порядок в отрасли, которая долгое время находилась в “серой зоне” российского законодательства.
О массовости данного явления говорят официальные цифры - в частности, в Краснодарском крае из 10700 средств размещения более 70% - гостевые дома. В Крыму - порядка 9 тыс. домов. При этом туристам попадаются и «терема», которые ничем не отличаются от люксовых гостиниц, и «гостевые сарайчики», по сравнению с которыми любой хостел покажется “хилтоном”. Главный плюс от проживания в «гостевых домах» – доступная цена (в частности, стоимость размещения в гостевом доме в Крыму начинается от 500 рублей).
Перед законодателями стоит непростая задача: максимально безболезненно ввести участников рынка в правовое поле, в частности, создать механизмы регистрации гостевых домов, контроля безопасности проживания в них, удобного налогообложения и т.д.
При этом, по словам министра курортов и туризма республики Крым Вадима Волченко, многие хозяева гостевых домиков выступают как раз “за” легализацию:
- Строительство гостевых домов стало привлекательным способом инвестиций для тысяч семей среднего класса, они создают ясный и понятный бизнес, который можно будет передать детям и внукам.
Также гостевые дома смогут рассчитывать на различного рода субсидии, предоставляемые турбизнесу государством. Например, Минэкономразвития оказывает поддержку официальным средствам размещения в Крыму и Севастополе, а гостевые дома, которых там огромное количество, её лишены.
Но на пути к легализации есть и множество правовых нюансов. Ведь даже дать юридическое определение “гостевого дома” оказалось нелегким делом, хотя, казалось бы, каждый, кто хоть раз отдыхал «дикарем» на юге, прекрасно знает, что это такое.
К примеру, первый вариант законопроекта подразумевает, что гостевой дом должен размещаться на земельном участке с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
- Но уже сейчас стало ясно, что во многих туристических регионах - например, в Крыму и на Алтае - фактически существующие гостевые дома расположены на земельных участках с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства, - говорит депутат Андрей Марков. - Таким образом, законопроект создает неравные условия для предпринимательства. Получается, что для гостевых домов на ИЖС мы создаем специальный правовой режим, а другие продолжают действовать на своё усмотрение.
Также законопроект установил норму, что для попадания в официальный реестр Минэкономразвития, владелец гостевого дома обязан зарегистрироваться в нем по месту жительства либо может быть зарегистрирован в другом жилье, если оно находится на том же участке. Но, как отметили выступающие, такое положение ущемляет конституционные права граждан.
Как отметила Екатерина Горская, доцент кафедры семейного и жилищного права Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина, в законопроекте совершенно не проработан вопрос с тем, как быть, если гостевой дом был построен или куплен с участием материнского капитала. Например, тогда по закону, даже временная регистрация гостей в доме должна проходить только с согласия органов опеки.
Нет ясности и с перечнем услуг, которые должны предоставить клиентам хозяева гостевых домов. Также не проработаны вопросы временной регистрация гостей (как в отелях), а также приём платежей курортного сбора.
В то же время, как сказал руководитель правовой службы Российского союза туриндустрии Николай Литаренко, необходимо разделить услуги гостевых домов и гостиниц, то есть, регулировать не оказание гостиничных услуг в гостевых домах, но ввести новый вид услуги.
- Мы не будем вводить в заблуждение потребителя, потому что услуги в гостинице более вариативны. Гостевой дом – это, как правило, семейный бизнес. И не стоит ожидать, что там появится большой бассейн или спа-центр.
Эти и другие вопросы лишний раз подтверждают актуальность поднятой депутатами Госдумы темы гостевых домов. И все больше российских регионов проявляют интерес к участию в эксперименте. Если первый вариант законопроекта предусматривал, что эксперимент, запланированный с 1 апреля 2024 года до 31 декабря 2026 года, пройдет на территории Краснодарского края, Крыма и Севастополя, то уже ко второму чтению предполагается, что закон будет апробироваться также на территории Республики Алтай, Алтайского края, Дагестана и Калининградской области.