Правила внесения «горящих туров» в информационную систему электронных путевок, требования к аттестации гидов-проводников и финансовые послабления для турфирм, работающих с дружественными странами, – такова повестка очередного заседания Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры.
Депутаты единогласно поддержали законопроект, уточняющий порядок предоставления сведений в единую информационную систему электронных путевок – ЕИС ЭП – в случае реализации турпродукта менее чем за 24 часа до начала оказания услуг. Сейчас базовый закон о туризме предписывает туроператорам заносить в эту систему информацию о проданных турах по окончании каждого календарного месяца, но не позднее 15-го числа. Если же договор о реализации турпродукта заключен менее чем за 30 дней до начала оказания услуг – то не позднее чем за 24 часа до начала путешествия. Таким образом, вне поля действия закона оказались «горящие путевки» – которые были проданы менее, чем за сутки до начала оказания услуг. В этой связи авторами законопроекта предлагается установить в законе обязанность для туроператоров вносить сведения о «горящих путевках» в ЕИС ЭП не позднее 72 часов с момента поступления от турагента данных о заключении договора на реализацию турпродукта. Тем самым права граждан при покупке туров будут окончательно защищены.
Серьезную дискуссию в комитете вызвал законопроект, предлагающий освободить туроператоров, продающих туры в дружественные зарубежные страны, от уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма.
- Иницитива производит, мягко говоря, спорное впечатление на фоне масштабной государственной кампании по поддержке и развитию отечественного туризма, – отметил депутат Андрей Марков. – Здесь же все наоборот – получается, мы стимулируем туроператоров вывозить наших туристов за рубеж, при этом существенно снижая уровень финансовых гарантий для отдыхающих.
По итогам обсуждения законопроект был направлен на доработку.
Будет продолжена работа и над законопроектом о региональном госконтроле за деятельностью экскурсоводов и инструкторов-проводников. Представленными ко второму чтению поправками в закон об основах туристской деятельности детально прописывается предмет регионального контроля и порядок его осуществления. В этой связи, однако, необходимы корреспондирующие изменения в закон об особо охраняемых природных территориях. В природных заповедниках также есть туристические маршруты (так называемые экомаршруты), при прохождении которых требуется специальное сопровождение инструкторов-проводников, а значит, должны быть прописаны требования к порядку оказания гидами и проводниками туристических услуг на таких территориях.
В итоге члены Комитета приняли решение организовать в начале марта специальные парламентские слушания, чтобы представители туристической отрасли и профильные ведомства смогли бы высказать депутатам свои предложения и пожелания.
Помимо этого, депутаты обсудили новую редакцию законопроекта о внутреннем железнодорожном туризме. Предлагается закрепить понятия «железнодорожный туризм», «туристский железнодорожный маршрут» и «туристский поезд» и определить специфику правого регулирования данного вида туризма. Правила туристских железнодорожных перевозок будут определяться Минтрансом России.