Об автотуристе замолвили слово

19 мая 2025, 13:30
Фото пресс-службы Правительства Воронежской области

Воронежская область может стать одним из ведущих туристических регионов России – такой прогноз прозвучал в ходе выездного «круглого стола» Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, прошедшего в столице Центрального Черноземья.

Депутаты осмотрели объекты, которые строятся в регионе в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство», но главное - в Правительстве Воронежской области прошло специальное совещание на тему «Туристическая индустрия и её влияние на развитие региона». Центральная тема - развитие автотуризма.

Это и неслучайно. Через всю Воронежскую область проходит федеральная трасса М-4 «Дон», ведущая из столицы в южные регионы страны и далее – на Крым. Поэтому по поручению Президента РФ Владимира Путина трасса «Дон» вошла в список приоритетных магистралей для развития автотуризма.

Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 

«Автотуризм уже давно существует сам по себе, как самый доступный и свободный вид семейного отдыха, - отметил председатель Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев. – Сейчас же автотуризм получил дополнительный импульс для развития: в условиях закрытых на юге страны аэропортов и повышенной нагрузки на железные дороги, российские туристы охотно пересели на автомобили. И, предлагая автотуристам расширять географию путешествий, мы попутно решаем проблему перегруженности действующих морских курортов. Конечно, Крым и Краснодарский край остаются самыми востребованными направлениями для летнего семейного отдыха. Но, надеюсь, следуя к морю, наши туристы смогут разглядеть и иные возможности для отдыха». 

* * *

Впрочем, правительство намерено развивать и другие маршруты для путешествий на автомобиле - в Минэкономразвития уже завершается разработка концепции развития автотуризма. Заместитель руководителя ведомства  Дмитрий Вахруков, принявший участие в совещании, рассказал, что в рамках этой концепции уже создана федеральная сеть маршрутов протяжённостью 27 тысяч километров, ведётся работа по приведению дорог в нормативное состояние. Также запущена программа поддержки модульных отелей вдоль трасс, в рамках которой уже построено 200 отелей и глэмпингов. 

Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 

«На это заложено 15 миллиардов рублей на три года, – уточнил Вахруков. - Впервые предусмотрен лимит в 1 миллиард рублей для приоритетных автомобильных маршрутов для путешествий в 20 регионах». 

Но для Воронежской области именно трасса «Дон» уже стала главной туристической артерией региона. И главным «рыбным местом» для отсечения потока туристов.

* * *

Обустройство приоритетных автотрасс возложено на компанию «Автодор-Девелопмент». Генеральный директор «Автодор-Девелопмент» Анастасия Козлова сообщила депутатам, что работа в этом направлении уже вовсю идет. В частности, еще в 2021 году было запланировано создание при ключевых федеральных трассах более 100 МФЗ — многофункциональных зон сервиса для автотуристов. Из этого списка работает уже 48 МФЗ. В прошлом году эти зоны сервиса на дорогах посетили свыше 13,2 млн человек. 

Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 

Правда, пока в этом отношении трассе «Дон» похвастаться нечем. Пионером в деле развития сервисных зон для автотуризма стала федеральная трасса М12 «Восто – а вот на трассе М-4 пока еще нет ни одного работающего объекта. 

«Но все проекты необходимых МФЗ для трассы «Дон» мы уже разработали и в самое ближайшее время приступим к из реализации, – заверила участников совещания Анастасия Козлова. – Дело в том, что в южных регионах всегда есть дефицит свободного земельного пространства – особенно, если речь идет об участках, примыкающих к федеральной трассе, которая и так активно «обжита» предпринимателями. Но хорошая новость в том, что все проблемы уже почти решены».

В этом месте участки совещания заметно оживились – дескать, хотелось бы надеяться, что решение земельного вопроса пройдет не за счет предпринимателей, добросовестно исполняющих своим обязанности. 

Вопрос этот имеет важнейшее значение. Для регионов и развития регионального туризма куда большее значение имеют вовсе не МФЗ, но наличие удобных съездов с трассы. Согласитесь, какой смысл местным властям вкладываться в строительство гостиниц и глэмпингов, если к этим объектам будет невозможно свернуть с трассы? 

Но строительство съездов – дорогое удовольствие. Более 200 миллионов рублей, по данным депутатов Госдумы. Поэтому ради удешевления стоимости работ Анастасия Козлова предлагает всем региональным и федеральным инвесторам объединять усилия – то есть, строить съезды в районе МФЗ, подтягивая туда предпринимателей и всю рекреационную инфраструктуру. 

* * *

Примеры такой кооперации уже есть – это проекты,   которые в Воронежской области возводятся при участии корпорации «Туризм.РФ». 

Как отметил выступивший в ходе дискуссии гендиректор корпорации «Туризм.РФ» Сергей Суханов, сейчас в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство» корпорация финансирует два инвестиционых проекта. Первый – это гостиничный комплекс «Солнечный» в Рамонском районе, способный принять до 33 тысяч человек в год. Здесь же создается морально-духовный центр «Русское гнездо», посвящённый памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Строительство этих объектов, которые находятся в непосредственной близости от трассы «Дон», планируется завершить в IV квартале 2027 года.

Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 

Второй инвестпроект: туристический комплекс «СПА-курорт Ямань» в том же Рамонском районе. Это гостиница на 400 номеров категории «четыре звезды» с целым рядом объектов оздоровительной и туристической инфраструктуры. Одновременно с  корпусами гостиниц строится и современная автомобильная дорога.

Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 

Туркомплекс «СПА-курорт Ямань» будет готов уже к концу 2026 года.

* * *

К объединению усилий призывают и руководители воронежских отраслевых ведомств. Так, выступивший вице-губернатор Сергей Трухачев подчеркнул, что Воронежская область уже делает ставку на развитие туризма как одного из ключевых направлений. 

«Ежегодный объём платных туристических услуг превышает 4 миллиарда рублей. В отрасли заняты более 2,7 тысячи организаций, и число гостей приближается к миллиону в год, — отметил он. - Мы гордимся нашими достопримечательностями и уверены, что гости региона не остаются к ним равнодушны». 

Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 

В свою очередь, министр экономики и предпринимательской деятельности Воронежской области Геннадий Швырков отметил, что туризм уже даёт 3% в региональный ВРП, а количество турфирм с 2021 года выросло в 3,2 раза. 

«Средний чек на одного туриста за день составляет 4 тысячи рублей, — сообщил он. - Основной поток гостей — из Москвы и Подмосковья». 

Также Геннадий Швырков представил и инвестпроекты правительства Воронежской области на трассе М-4. Это туристический комплекс «Дикое поле» в Каширском районе и будущий придорожный комплекс в Бобровском районе — с гостиницей на 90 номеров и глэмпингом. 

Всего же в рамках федеральной программы 2025–2027 годов регион подал 31 инвестпроект. 

* * *

Член комитета Государственной Думы депутат от Воронежской области Андрей Марков отметил, что повышение туристической привлекательности таких «неочевидных» для отдыха регионов, как Воронежская область, не может и не должно быть заботой исключительно местных властей с их весьма ограниченными бюджетами. Нужна помощь федеральной власти. Тем более, что речь идет о решении действительно государственных задач. 

Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 

«В ходе поездки по туристическим объектам Воронежской области мы совершено по-новому смогли посмотреть на промышленный туризм, – отметил Андрей Марков. - Хочу сказать, что такие поездки и экскурсии приносят не только радость, но и решают задачи профессиональной ориентации для молодежи. Особенно это важно в русле программ реформирования средне-технического образования в стране. И Воронеж, как крупный промышленный и наукоемкий город, может в этом отношении сыграть весьма значимую роль». 

Второе важное направление - это патриотический  туризм для молодежи и школьников.

«Здесь есть перспективы создания совместных маршрутов по местам боевой славы - между Воронежем, Волгоградом, Курском и Белгородом», – отметил депутат Марков. 

* * *

Кроме того, Воронеж сможет стать лидером и в деле туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья – кстати, немало таких людей передвигаются на автотранспорте, потому что возможности комфортного передвижения инвалидов-колясочников в поездах весьма ограничены. 

Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 

Среди всех объектов воронежской туристической инфраструктуры депутаты Госдумы посетили и «Центр обучения людей с инвалидностью рабочим профессиям – Цех №1», где при поддержке регионального правительства и администрации Воронежа разработали проект модульных мини-гостиниц как раз для таких людей с ограниченными возможностями здоровья.

Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 

«В минувшем году, когда мы объявили большую рекламную кампанию нашего цеха, встал вопрос – где смогут останавливаться ребята с инвалидностью, прибывшие из других регионов? – говорит руководитель Коминтерновского районного отделения Воронежской областной организации Всероссийского общества инвалидов Александр Попов. - И мы поняли, что нам необходимо эту проблему как-то решать. И тогда мы разработали проект модульной быстровозводимой гостиницы и буквально за четыре месяца ее построили». 

Депутаты отметили особую социальную значимость такого проекта, а также необходимость его дальнейшего масштабирования в рамках всей страны.

«Люди с ограниченными возможностями очень нуждаются в таких доступных и удобных местах размещения, – говорит депутат  Андрей Марков. - Ведь путешествия – это очень важный элемент реабилитации и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья». 

* * *

Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 

Также члены Комитета по туризму Госдумы посетили обновленную Петровскую набережную, познакомились с планами дальнейшего развития общественного пространства и поднялись на палубу воссозданного первого отечественного линкора – «Гото Предестинации».

Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 

В заключительный день визита лены Комитета побывали и в Павловске, где также планируется создание нового туристического кластера, завязанного на обслуживание транзитных туристов с автотрассы «Дон». 


Фото: пресс-служба Правительства Воронежской области 
 
"Уверен, что Павловск сможет многое предложить гостям, - говорит депутат Андрей Марков. - Во-первых, здесь сохранились многие старинные памятники архитектуры и тихие улочки, воссоздающие атмосферу уютного купеческого города позапрошлого века. Во-вторых, огромный рекреационный потенциал дает река Дон. В этом году, благодаря заботе правительства Воронежской области,  в Павловске завершается реконструкция набережной и городских пляжей с современной инфрастуктурой для активного и семейного отдыха. 

Что нужно ещё сделать?  Прежде всего, нарастить в городе номерной фонд, увеличить количество мест размещения. Также необходимо разработать свои туристические продукты – то есть, новые экскурсионные маршруты по городу, предложения в плане гастрономического туризма, ведь наша воронежская кухня никого не оставляет равнодушной. Хочу отметить, что многие интересные наработки в Павловске уже есть, нужно все это активно расширять и внедрять, чтобы наш Павловск стал настоящей туристической жемчужиной страны".