На очередном заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было рассмотрено 11 законопроектов.
Прежде всего, на заседании Комитета был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (в части устранения коллизии в отношении закрытых административно-территориальных образований). Авторы закона предлагают установить особое правовое регулирование для всех закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), имеющих статус территорий опережающего социально-экономического развития. Такое особое регулирование, по мнению депутатов, необходимо как для формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, так и для соблюдения базовых принципов российского законодательства, определяющих особый статус ЗАТО. В частности, авторы законопроекта предлагают для таких «закрытых городков» разработать специальную программу развития предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В итоге члены Комитета решили поддержать данный законопроект при условии учета указанных замечаний и предложений.
Еще один важнейший законопроект - «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов». К группе линейных объектов капитального строительства относятся различные инженерные сети, трубопроводы, дороги - как автомобильные, так и железные, а также мосты и тоннели. Авторы закона предполагают поэтапное формирование и применение конструкции публичного сервитута применительно к линейным объектам по множеству земельных участков. Стоит уточнить, что в российском законодательстве публичный сервитут — это вид земельного сервитута, устанавливаемого законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учётом результатов общественных слушаний, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, не предусматривающий изъятия земельных участков.
Земельным отношениям был посвящен и проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости". Этот законопроект, подготовленный Правительством РФ, предлагает введение упрощенной процедуры регистрации прав граждан на земельные участки – отныне все необходимые документы можно не только непосредственно в орган регистрации прав, но и через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенными не только на территории Дальневосточного федерального округа, но и на всей территории Российской Федерации.
Депутаты одобрили и законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг", который предусматривает расширение полномочий многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг. В частности, специалисты многофункциональных центров смогут проводить регистрации рождения и смерти.
Также был рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (по вопросу досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования)», который подготовили депутаты Архангельского областного Собрания депутатов. Данный законопроект предлагает на уровне закона запретить проводить выборы нового главы муниципального образования в случае, если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании указа высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об отрешении его от должности, решил обратиться в суд и обжаловать данный указ. Как посчитали депутаты, в Конституции РФ гарантируется право каждого человека на судебную защиту своих интересов, поэтому данная мера будет направлена на защиту в судебном порядке интересов лица, в отношении которого высшим должностным лицом субъекта РФ был издан правовой акт об отрешении от должности. В итоге законопроект будет рекомендован депутатами Комитета к принятию на следующем пленарном заседании Государственной думы.
С небольшими поправками депутаты рекомендовали к принятию законопроект «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений (в части авансовых платежей при заключении бюджетными и автономными учреждениями договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, а также оптимизации операций, связанных с использованием остатков средств бюджетных и автономных учреждений).
Также в ходе заседания члены Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отвергли три законопроекта.
В частности, проект закона "О внесении изменения в статью 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", внесенный депутатами Костромской областной Думы, предполагал, что местные власти субъектов РФ смогут сами устанавливать особые категории граждан, чьи дети смогут без очереди получить места в дошкольных образовательных организациях. Однако, депутаты, посчитав, определение льготных категорий граждан в части приема в образовательную организацию (в том числе и в дошкольную) на уровне регионального правового регулирования является неправомерным, вынес решение не поддерживать концепцию законопроекта.
Не нашел поддержки и законопроект "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который предлагал расширить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Как сказано в решении Комитета, Государственная Дума «последовательно придерживается позиции, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях подлежат расширению. Последние следует наделить данным полномочием во всех случаях обнаружения признаков административного правонарушения при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Подобные изменения необходимо осуществлять комплексно, а не точечно, поэтому не поддерживает концепцию законопроекта».
Третьим отвергнутым законопроектом стала инициатива депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания «О внесении изменений в статьи 1151 и 1175 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации в части регулирования выморочного имущества». Авторы этих поправок предлагают исключить правило, согласно которому жилое помещение, поступившее в муниципальную собственность в порядке наследования выморочного имущества, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования, а так же установить обязанность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований отвечать по долгам наследодателя в пределах стоимости выморочного имущества и за счет средств, полученных от его реализации или предоставления в возмездное пользование. По мнению Комитета данное регулирование представляется избыточным.