В Госдуме обсудили бюджетную политику

21 июля 2017, 9:00
Фото пресс-службы Государственной Думы ФС РФ

В Государственной Думе состоялись парламентские слушания, посвященные основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. В дискуссии приняли участие представители федеральных министерств, региональных органов власти, Центробанка, Федеральной таможенной службы, Счетной палаты и бизнес-сообщества.

Начало обсуждения проекта бюджета под названием «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в июле – то есть, за два месяца до начала работы над бюджетом - одно из новшеств в работе Госдумы нынешнего созыва. По мнению депутатов, теперь у парламентариев будет время как следует проанализировать и доработать главный для российской экономики документ. Подумать парламентариям, действительно, предстоит о многом – в частности, министр финансов Антон Силуанов в числе основных задач бюджетной политики назвал ускорение темпов роста российской экономики и освобождение от влияния внешних факторов, повышение доходов населения и привлечение дополнительных бюджетных ресурсов. При этом, как подчеркнул министр финансов, основополагающим принципом формирования бюджета является сохранение налоговой нагрузки на прежнем уровне. 

«Мы закладываем принцип фискальной нейтральности, - пояснил министр. - Для добросовестных налогоплательщиков налоговая нагрузка не должна повышаться».

Для увеличения доходной части бюджета, по мнению правительства, необходимо создать предсказуемую экономическую среду и устранить структурные диспропорции. Также увеличению налоговых сборов будет способствовать и сокращение теневого сектора экономики путем цифровизации и интеграции информационных потоков в единое пространство налогового администрирования, которое будет учитывать и оборот средств на электронных счетах, и данные таможенной службы и розничных продаж. Правительство будет добиваться и «обеления» зарплат – в качестве стимула для обеления зарплаты предложено изменить структуру налоговой нагрузки, снизив прямые налоги и повысив косвенные. 

На заседании была затронута и тема повышения эффективности работы госкорпораций – в частности, как отметила в своем выступлении председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, объем корпоративных закупок в прошлом году достиг 26 триллионов рублей, что в 4 раза больше государственных и муниципальных. Но вот возвращаются ли в бюджет потраченные на госкорпорации деньги – еще очень большой вопрос. Депутаты полагают, что отсутствие должного контроля за ростом издержек госкорпораций является одним из главных тормозов развития экономического потенциала России.

Что же касается бюджетных расходов, то одна из самых важных составляющих новой бюджетной политики – это переход к новой модели межбюджетных отношений, предусматривающей дифференцированный подход к регионам-донорам и реципиентам. Министр Силуанов подчеркнул, что в следующий трехлетний период поддержка регионам будет оказана с учетом анализа их расходов. 

При этом в Правительстве предложили с целью повышения межрегиональной инклюзивности разработать систему поощрения для регионов. В частности, уже принято решение о централизации 1 процентного пункта налога на прибыль организаций на период 2017 – 2020 годов и направления соответствующих средств как на дополнительную финансовую поддержку наименее обеспеченным регионам при условии проведения мероприятий по «приоритетизации» бюджетных расходов, так и на предоставление стимулирующих грантов самым динамично развивающимся регионам. 

Также в оценке деятельности регионов правительство страны будет обращать внимание и на внедрение проектных принципов управления. Как говорится в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики...» именно ради внедрения проектного подхода и был разработан институт госпрограмм: «В целях постепенного перехода к проектным принципам в госуправлении в 2016 году была начата работа про реализации приоритетных проектов в рамках 11 ключевых приоритетных направлений, отобранных советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным программам. Особенностью же проектного принципа является концентрация управленческих усилий и бюджетных ассигнований на тех мероприятиях государственных программ, которые обеспечивают максимальный вклад в достижении ключевых приоритетов государственной политики». 

Правда, как отметили выступавшие депутаты, при таком подходе из поля зрения правительства постоянно выпадают такие «неэффективные» статьи расходов, как здравоохранение, образование и наука, борьба с бедностью – как отметили многие выступавшие, в реальном выражении финансирование этих социально значимых статей год от года постоянно падает. 

Комментируя итоги дебатов, депутат Андрей Марков отметил, что такая дискуссия хороша уже сама по себе, поскольку обращает внимание на центральные проблемы бюджетной политики. В то же время парламентские слушания, на взгляд депутата, только вскользь коснулись темы межбюджетных отношений. 

- Прозвучали некоторые предложения, которые системными назвать сложно. А главное, что пока основной подход остаётся неизменным - централизация бюджетных и налоговых процессов и последующая поддержка регионов в зависимости от различного рода показателей. Мое убеждение -  регионам нужно давать не только новые гранты, но прежде всего возможности для экономического роста и больше самостоятельности для определения приоритетов бюджетных расходов. Нацеленность же на стабильность, выраженную в финансовой отчетности, в цифрах, а не на развитие - пока так можно охарактеризовать ощущения от услышанного. И, конечно же, нельзя экономить на человеческом капитале, постоянно «оптимизируя» медицину, образование, науку – словом, те вещи, без которых невозможно представить наше будущее.

Теги: