О самообложении граждан, ответственности власти и социальных лифтах

22 сентября 2017, 9:00

Налоги, ответственность государственных служащих, неработающие социальные лифты и положение «непотопляемого авианосца России» - такова была повестка дня очередного заседания Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. 

Прежде всего, члены Комитета поддержали законопроект о внесении поправок в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суть которых сводится к уточнению порядка введения и использования средств самообложения граждан. В принципе, механизм самообложения граждан действует и сегодня, в том числе и неформально – например, в Воронежской области члены некоторых органов территориального общественного самоуправления (ТОС) добровольно собирают деньги на благоустройство территорий, а потом дополнительно получают финансовую  поддержку от областного правительства. Но если мы говорим о самообложении как дополнительном источнике поступления средств в бюджеты поселений, которые можно использовать для решения насущных проблем, то для этого необходимо соответствующее решение местного референдума, проведенного в пределах территории отдельного муниципального образования (то есть, поселения, городского округа, внутригородского района, или внутригородской территории города федерального значения). Но в том-то и дело, что в состав современного сельского поселения может входить далеко не одно село или хутор. Так зачем же, недоумевали депутаты, проводить референдум сразу в нескольких селах, если жители одной деревни решили добровольно собирать средства, скажем, на очистку пруда в своем селе, ремонт водопровода?! 

В итоге депутаты Государственной Думы предложили внести поправки в законодательство, благодаря которым решение о введении и использовании средств самообложения граждан может быть принято также и на сходе граждан - жителей отдельных населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородской территории федерального значения.

- Данное решение позволит развивать институты общественного самоуправления, - уверен депутат Государственной Думы Андрей Марков. – Принятие поправки важно еще и потому, что это может помочь расширению взаимодействие граждан с местной и государственной властью, которая также будет относиться к средствам самообложения граждан более ответственно. 

По мнению депутата Андрея Маркова, развитие сотрудничества власти и граждан позволит сделать еще один шаг к решению многих проблем небольших населенных пунктов – например, водоснабжении отдельных деревень и сел. Власть даже может заключить своеобразное соглашение с гражданами о совместном финансировании таких проектов: например, часть средств будет выделяться из областного и муниципального бюджетов, часть – за счет самообложения граждан. Сегодня же возникло множество неприятных проблем, когда жители добровольно собирали деньги на проект газификации, или на водопровод, в надежде, что потом эти проекты будут включены в соответствующие программы, но этого не произошло. Самообложение же как процедура, прописанная законом, – это уже обязательство бюджета решать конкретную проблему. И упрощение процедуры должно помочь в решении таких проблем.

Другой важный законопроект, одобренный членами Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, вносит поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации – в части переноса сроков уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц с 1 декабря на 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

- Перенос срока уплаты налогов на более раннее время – это уже давно наболевший вопрос, - говорит депутат Андрей Марков. – Особенно, для органов местного самоуправления, которые испытывают дефицит бюджетных средств и получают налоговые платежи лишь в декабре, причем эти финансы тут же тратятся на латание бюджетных «дыр» и на выплату долгов. Естественно, для большей сбалансированности региональных и местных бюджетов местные власти хотели бы получать эти средства как можно раньше.

Как отметил Андрей Марков, не так давно он направил обращение в адрес исполняющего обязанности руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелова с предложением рассмотреть вопрос о переносе предельного срока уплаты физическими лицами земельного налога на 1 июля. В своем ответе налоговики указали, что в масштабах всей страны ежегодный объем формируемых налоговыми органами налоговых уведомлений, содержащих информацию обо всех объектах налогообложения налогоплательщиков, составляет более 65 миллионов единиц. При этом, изготовлением самих налоговых уведомлений в стране занимается только одно предприятие, и перенос срока уплаты земельного налога с 1 декабря на 1 июля грозит большими техническими проблемами.

- Полагаю, что оптимальным выходом из создавшегося положения стало бы не только оптимизация структур, отвечающих за изготовление налоговых уведомлений, но и разделение в перспективе налоговых выплат на два полугодия, – говорит депутат Андрей Марков. – Уверен, что такой шаг будет способствовать меньшей болезненности платежей для семейных бюджетов многих россиян, которым сейчас приходится в конце года одномоментно выкладывать довольно значительные суммы денег. 

Дефициту финансовых средств были посвящены и прения, возникшие в ходе обсуждения законопроекта о поправках в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым руководители государственных бюджетных учреждений и исполнительных органов государственной власти освобождаются от административной ответственности за невыполнение своих полномочий при отсутствии бюджетных средств на их исполнение. Речь о том, что директор, например, областного дома-интерната, не должен платить многотысячный штраф за то, что столовая в его заведении не отвечает всем требованиям санитарных норм, если средств на замену кухонного оборудования и на ремонт помещения не выделяется ввиду их недостатка в региональном бюджете. 

- Логика нынешних межбюджетных отношений, когда в бюджетах российских регионов остается все меньше средств для самостоятельного распределения на решение актуальных задач, подсказывает нам, что такая поправка объективна и вызвана, к сожалению, нашими непростыми условиями, – уверен депутат Андрей Марков.    

Кроме того, эта инициатива идет в русле подписанного в октябре 2015 года Президентом РФ Федерального закона «О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». В частности, текст поправки гласил: «В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению».

- Точно также и директора государственных учреждений не должны нести ответственность, если государство не может обеспечить финансирование на выполнение каких-то должностных обязанностей! – уверены депутаты.
 
Тем не менее, мнения членов комитета разделились, и предложенный законопроект был отвергнут.

Не нашел поддержки и проект поправки в Трудовой кодекс РФ, устанавливающий предельный возраст в 65 лет для лиц, замещающих должности руководителей и заместителей руководителей государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий. 

- Это очень актуальный законопроект, способствующий работе социальных лифтов для молодежи, - говорит депутат Андрей Марков. – Это моя принципиальная позиция: я выступал против закона, разрешающего увеличивать предельный возраст для региональных государственных гражданских служащих категории «руководители» до 70 лет, и я поддержал данный законопроект, устанавливающий единую для всех возрастную планку. 

К сожалению, позиция депутатов фракции «Единой России» по этому вопросу разделилась, и законопроект не смог набрать нужного числа голосов. 

Также были отвергнуты еще два законопроекта: поправки в Градостроительный кодекс РФ, вводившие понятия «агломерация; поправки в закон «О физической культуре и спорте», устанавливающие за региональными властями право присваивать тренерам квалификационные категории. 

В то же время была поддержана концепция проекта федерального закона «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации», который предусматривает комплексное регулирование вопросов виноградарства и виноделия.

Также было утверждено и положительное заключение Комитета на проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области». Как следует из названия документа, законопроект предполагает создание благоприятного налогового режима для резидентов особой экономической зоны на территории Калининградской области, которую депутат от Янтарного края Александр Пятикоп назвал «непотопляемым авианосцем России».