Депутаты Государственной Думы от имени муниципалитетов составили шесть требований к Минфину.
Внеочередное заседание Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было посвящено рассмотрению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Законопроект бюджета вызвал бурные споры, хотя все депутаты и сошлись на едином мнении, что чиновники Минфина РФ исключительно хорошо справились с поставленной перед ними задачей обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности за счет постепенного сокращения расходных статей бюджета.
Логичным ответом депутатов на бюджетную политику экономии стало предложение отказаться от сложившейся в правительстве практики излишней централизации бюджетных полномочий. Так, в отзыве Комитета на проект бюджета указывается, что в нынешнем году в доходах консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации (в размере 9, 7 трлн руб.) доля общих доходов субъектов РФ составляет всего 63 %, а доля доходов консолидированных местных бюджетов - всего 37 %. Таким образом, отметили депутаты, доходы федерального, регионального и местного бюджетов формируются по принципу «перевернутой пирамиды»: чем ниже уровень бюджетной системы, тем меньше доходов он получает.
- Казалось бы, все правильно и справедливо, - отмечает депутат Андрей Марков. - Но в то же время централизация финансов в федеральном бюджете при значительном дефиците финансовых средств в бюджетах субъектов РФ, не говоря уже о местных бюджетах, приводит к практике перераспределения через финансовые трансферты значительной части денежных средств между бюджетами нижестоящих уровней, а это, в свою очередь, приводит к дотационности и финансовой зависимости бюджетов нижестоящих уровней от бюджетов вышестоящих уровней. То есть, проще говоря, нынешняя бюджетная система, призванная контролировать сверху за распределением каждой копеечки, привела к крайне неприятному побочному эффекту: у регионов и муниципальных образований постепенно исчезают стимулы для развития собственного налогового потенциала. Более того, на местах все больше видят, что финансовое положение большинства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в значительной степени зависит не от их собственных усилий, а от финансовых возможностей бюджетов вышестоящих уровней, размеров межбюджетных трансфертов и налоговых доходов, передаваемых сверху вниз. И я рад, что эту проблему сегодня видят уже все депутаты всех фракций, и она начинает активно решаться. Потому что в противном случае мы можем забыть о развитии местного самоуправления в России.
Также депутаты призвали Правительство минимизировать количество межбюджетных трансфертов, распределяемых не на основе федеральных законов о федеральном бюджете, но правовыми актами Правительства РФ. Это, по мнению депутатов, позволит повысить не только прозрачность бюджетного процесса на федеральном уровне, но и предоставит возможность субъектам РФ осуществлять более точное и эффективное бюджетное планирование. Аналогичное требование о распределении бюджетных трансфертов между местными бюджетами депутаты призвали установить и по отношению к субъектам РФ.
В ходе обсуждения был затронут и крайне важный вопрос повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований. Дело в том, что за последние годы местным бюджетам муниципальных образований для обеспечения своей деятельности были переданы самые незначительные источники доходов, а именно: часть поступлений от акцизов на нефтепродукты, поступления от единого сельскохозяйственного налога, патентной системы налогообложения и некоторые другие виды налогов, которые все вместе смогли увеличить доходную базу муниципалитетов всего лишь на несколько процентов. В то же время именно на бюджетах муниципальных образований лежит львиная доля расходов социального значения: прежде всего, текущие расходы на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений и организаций, выплата заработной платы их работникам.
Таким образом, отмечают депутаты, наблюдается весьма существенный перекос между размерами расходных обязательств муниципальных образований по решению вопросов местного значения и теми объемами доходов, закрепленных за местными бюджетами. Все это приводит к тому, что органы местного самоуправления финансируют остальные статьи расходов по остаточному принципу и не имеют возможности формировать бюджеты развития, что, в свою очередь, не дает возможности формировать и реализовывать какие-либо стратегические планы развития муниципальных районов.
И вот, для решения проблем муниципалитетов депутаты Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предложили Правительству РФ предпринять шесть шагов для расширения собственной доходной базы местных бюджетов.
Во-первых, по мнению депутатов, необходимо передать местным бюджетам налоговую ставку налога на прибыль организаций в размере от 1 до 1,5 % суммы поступлений, которые сейчас полностью идут в федеральный бюджет.
Во-вторых, предлагается поэтапно отменить все льготы по местным налогам, которые были установлены федеральным законодательством. В частности, речь идет по льготам по налогам на имущество физических лиц, земельному налогу.
В-третьих, необходимо ввести в качестве местного налога транспортный налог на физических лиц, причем, все поступления от этого налога направлять в муниципальные дорожные фонды.
В-четвертых, предлагается закрепить за местными бюджетами отчисления от налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 100 % доходов (то есть, по 50 % доходов пойдет в бюджеты поселений и муниципальных районов).
В-пятых, в местные бюджеты необходимо направить все поступления от налога на доходы физических лиц по месту жительства граждан.
Наконец, необходимо введение – по образу и подобию курортного сбора - и некоторых других местных сборов. Например, сбора на добычу полезных ископаемых на территории муниципальных образований, торгового сбора во всех городских округах, сбора за использование местной символики, сбора за право использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, за право размещения мусорных полигонов и объектов мусоропереработки, за право на рекламу.
В качестве позитивного примера оптимизации бюджетного процесса депутаты назвали и разработанную специалистами Минфина РФ программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов субъектов Российской Федерации. Программа должна начать действовать с 1 января 2018 года и будет рассчитана на 7 лет. В первые же два года регионам предлагается «заморозить» все долги – то есть, дать возможность выплачивать всего по 5 % от общей суммы долговых обязательств. Такой график позволит субъектам в ближайшие два года высвободить 428 млрд рублей, которые могут быть направлены на решение социальных задач.
Вместе с тем, члены Комитета высказали озабоченность по поводу финансового обеспечения закрытых административно-территориальных образований и наукоградов, а также продолжения финансирования по целевым государственным программам развития регионов Северо–Кавказского федерального округа, Крыма, города Севастополя и Калининградской области.
В итоге депутаты Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления решили поддержать проект федерального закона об отзыве на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», внесенный Правительством РФ, но только с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендовали Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.