На очередном заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрено 11 законопроектов.
Прежде всего, депутаты поддержали ряд законодательных инициатив, внесенных Правительством Российской Федерации. Так, дано положительное заключение Комитета на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг», который предусматривает, что записи о регистрации рождения и смерти смогут производить и сотрудники многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг.
Поддержана и другая инициатива Правительства, согласно которой в многофункциональных центрах появляется возможность предоставления сразу нескольких государственных и муниципальных услуг на основании единого заявления.
Также одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области», направленные на обеспечение благоприятных условий социально-экономического развития этого стратегического региона.
Больше всего споров вызвал проект федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О полиции» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому правом выносить определения об истребовании сведений на запрос и получение от полиции информации о владельцах транспортных средств, необходимой для производства по делам об административных правонарушениях, планировалось наделить и должностных лиц органов местного самоуправления, чтобы у них появилась возможность накладывать штрафы за незаконную парковку.
- Проблема действительно серьезная, - считает депутат Андрей Марков. – Особенно это актуально для тех городов, где введены системы платной парковки. Я считаю, что в условиях перегруженности городских магистралей платная парковка в любом случае лучше «эвакуаторной политики», для которой, как ни странно, имеются все законодательные рычаги влияния на нарушителя, да еще и специально создаются зоны запрета парковок даже там, где они спокойно могли бы существовать. Все-таки более правильной выглядит ситуация, когда человек спокойно оставляет автомобиль на платной парковке, не боясь, что потом надо будет искать его на штрафстоянках, платить за его содержание там какие-то немыслимые суммы и оплачивать еще штраф в ГИБДД. Но если автомобилист не оплатил парковку, он должен нести ответственность, что логично. Поскольку парковки эти муниципальные, то и штраф должен взимать муниципалитет. Но как это сделать, если закон не позволяет получить информацию о владельце в органах полиции? Однако, предлагаемые изменения, хотя и направлены на решение проблемы, не соотносятся с положениями Кодекса об административных правонарушениях. В таком виде одобрить законопроект Комитет не может. Требуется его доработка.
В итоге депутаты проголосовали за отрицательный отзыв Комитета на предлагаемый законопроект.
Также не нашел поддержки членов Комитета и законопроект «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предполагающий более детальное уточнение порядка осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий. В заключении Комитета отмечено, что концепция законопроекта не соответствует Конституции страны, в которой и так предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, но при этом реализация переданных полномочий остается подконтрольна государству.
Был отвергнут и законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые уточняли порядок применения законов субъектов РФ, предусматривающих перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Не смог получить одобрения членов Комитета и проект поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», авторы которых предлагали установить ограничения для участия в конкурсе на должность главы муниципального образования – например, если глава ушел в отставку по собственному желанию или же был отрешен от должности губернатором. В итоге парламентарии, отметив, что данная поправка может стать нешуточным рычагом давления на неугодных глав муниципальных образований, проголосовали за отрицательное заключение на данный законопроект.
Как постановили депутаты, установленные действующим законодательством ограничения для кандидатов участвовать в указанном конкурсе являются достаточными, а предложенные законопроектом изменения излишними, поэтому концепция законопроекта не поддержана.