На очередном заседании Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления депутаты рассмотрели законопроект о праве муниципалитетов устанавливать внешний финансовый контроль над своей деятельностью.
Проект поправки в закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных объединений» был разработан не от хорошей жизни. Согласно Бюджетному Кодексу РФ, контроль за исполнением местного бюджета и проверка годового отчета об исполнении местного бюджета входит в полномочия только контрольно-счетного органа муниципального образования. Однако, как выяснилось на практике, у многих муниципальных образований в России объективно отсутствуют организационные, финансовые, кадровые и материально-технические возможности для организации и проведения таких проверок собственными контрольно-счетными органами. Зачастую в провинциальных муниципалитетах отсутствуют и сами контрольно-счетные органы. И хотя Конституция РФ четко устанавливает, что вопросы местного значения должны самостоятельно решать именно органы местного самоуправления, а передача их полномочий органам государственной власти не допускается, депутаты решили сделать исключение. И предусмотреть, что представительные органы власти и контрольно-счетные органы муниципальных образований имеют право заключать договоры о сотрудничестве и взаимодействии с контрольно-счетным органами субъектов РФ.
Депутаты Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, рассмотрев законопроект, приняли решение рекомендовать депутатам Государственной думы принять его в первом чтении – но с учетом высказанных замечаний и предложений.
Одно из этих замечаний высказал депутат Андрей Марков:
- Этот законопроект, безусловно, облегчит жизнь многим муниципальными образованиям, которые не имеют возможности содержать свой аппарат контрольно-счетных органов. Речь идет, по сути, об инструменте депутатского контроля на местах. Но важно подчеркнуть, что заключать соглашение с региональными контролерами о внешнем аудите – это именно право муниципалитетов. Не сомневаюсь, что в России найдется немало региональных чиновников, которые увидят в подобном законе возможность применить его как рычаг давления на органы муниципальной власти. Поэтому мы должны исключить малейшую возможность искажения норм данного закона и не превратить право в обязанность, а благую цель – в обузу.
Всего на заседании Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было рассмотрено 10 законопроектов.