Развитие сельских территорий требует реформы местного самоуправления

8 декабря 2017, 18:00
Михаил Хабленко "Разговор о земле"

В Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания на тему «Правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий».

В прежние времена тема поддержки сельского хозяйства в стране обсуждалась, как правило, два раза в год: либо весной, накануне посевной кампании, либо осенью – во время уборочной страды. Но в этот раз Комитет Госдумы по аграрным вопросам решил провести специальные парламентские слушания, посвященные развитию села, в самом конце года, чтобы уже к началу новой посевной кампании депутаты смогли бы выработать и подготовить хотя бы несколько законопроектов. 

И хотя сегодня, как подчеркивали выступавшие парламентарии, речь идет уже не о выживании села, но об обеспечении устойчивого и поступательного развития сельскохозяйственной отрасли, от этого предложенные на обсуждение законопроекты не теряют своей актуальности. Как раз напротив – именно в момент наиболее благоприятного развития мировой конъюнктуры на продукцию агропрома, у российских сельхозпроизводителей появился шанс произвести настоящую революцию не только в отрасли, но и в самом укладе сельской жизни, в основах и принципах организации местного самоуправления. 

Но давайте обо всем по порядку. Итак, как напомнил выступивший с трибуны Госдумы глава Минсельхоза Александр Ткачёв, с начала 2015 года Правительство РФ реализует Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Основным же инструментом этой Стратегии является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, благодаря которой страна вот уже несколько лет входит в число мировых экспортеров зерна. В этом году в России и вовсе был собран рекордный урожай - 133 миллионов тонн зерна, благодаря которому страна вышла на новый экспортный уровень: так, если еще семь лет назад Россия экспортировала продукции на три-пять миллиардов рублей, то сейчас — уже на 20 миллиардов рублей.

Увеличение спроса на российское зерно стало локомотивом для всего сельского хозяйства. По словам министра, уже через три года будет на 95 процентов решена проблема производства овощей для нужд страны, через семь лет животноводческие хозяйства полностью обеспечат постребности страны в мясной и молочной продукции.

Активные меры поддержки реализуются и в отношении фермеров. В этом году гранты получили почти 3 тысячи фермерских хозяйств. А всего за 6 лет более 5 тысяч фермерских хозяйств получили от государства грантов на общую сумму 300 миллиардов рублей. Сегодня именно фермерские хозяйства считаются потенциальным источником роста производства – согласно данным Минсельхоза, за последние 10 лет темпы прироста производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах оказались в 2,3 раза выше, чем по отрасли в целом. 

Но не менее важным инструментом реализации Стратегии является и федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», направленная на повышение качества жизни сельского населения и инфраструктурную обеспеченность села. Это аксиома: чтобы развивать село, нужно привлекать туда людей, а сделать это возможно единственным способом - создать комфортные условия для жизни всех граждан, для развития бизнеса и экономической деятельности. 

Однако, как считают парламентарии, государство выделяет слишком мало денег для решения самых насущных инфраструктурных проблем сельских поселений. Проблемы ветхого жилого фонда, износа коммунальных сетей и водопровода, разбитые дороги, нехватка детских садов, больниц и школ - все эти "вечные" проблемы с каждым годом усугубляют деградационные социально-экономические процессы на сельских территориях. 

Более того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 октября 2017 года «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные федеральные программы РФ», с 1 января 2018 года федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» будет полностью интегрирована в «пилотную» Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы в качестве подпрограммы – все это делается в рамках перевода государственных программ на механизм проектного управления.

- Насколько я могу судить, многие из тех, кто работает сегодня на селе и ежедневно принимает участие в комплексном решение вопросов села, хотели бы сохранить программу «Устойчивое развитие сельских территорий» в ее нынешнем независимом статусе, – говорит депутат Андрей Марков. – Высоки опасения того, что, будучи интегрированной в другую госпрограмму, программа «Устойчивое развитие сельских территорий» будет финансироваться по остаточному принципу. 

Важно помнить, подчеркнул депутат, что развитие села не всегда означает развитие только сельского хозяйства, хотя, безусловно, от решения экономических проблем зависит разрешение и всех остальных вопросов. 

- Но в то же время мы не должны отказываться от проектного подхода к решению проблем, - уверен Андрей Марков. – Будем надеяться, что в Минсельхозе смогут реализовать все пункты программы и найти финансирование в полном объеме. 

В качестве примера такого успешного подхода Андрей Марков привел уже реализованные проекты партии «Единая Россия», связанные с благоустройством среды малых городов, включая культурные объекты, школы, спортзалы. 

- Очень правильные темы, которые надо развивать и дальше. Но я бы предложил в качестве приоритетного проекта для села – решение проблем водоснабжения. Кстати в материалах, подготовленных к нынешним парламентским слушаниям, партийный проект «Чистая вода» был отмечен, но вот степень реализованности проекта почему-то стыдливо замалчивается. 

Опасения в финансировании программы «Устойчивое развитие сельских территорий» по остаточному принципу вполне обоснованы – более того, 
как следует из доклада председателя Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Владимира Кашина, в последнее время финансирование этой целевой программы стало неуклонно снижаться. Хотя при формировании федерального бюджета на 2018 года и на плановый период до 2020 года на реализацию бюджета подпрограммы запланировано постоянное увеличение объемов бюджетных ассигнований: так, в частности, в 2018 году средства будут выделены в объеме 16,2 млрд рублей, в 2019 году – 16,4 млрд рублей, в 2020 – 16,8 млрд рублей. 

Но если сравнивать эти цифры с ранее утвержденной программой – то есть, принятой постановлением правительства РФ от 19 декабря 2014 года, то мы увидим, что объем средств, выделяемых из федерального бюджета, снижается год от года. Так, в 2018 году сокращение финансирования составило 29,7 %, в 2019 году – 36,5 %, в 2020 году – 41,9%.

Очевидно, что в таких условиях повышается роль органов местного самоуправления, которые и могут взять на себя заботу о различных инфраструктурных проектах. 

И вот тут мы подходим к самому главному. 

Авторы доклада констатируют: досрочное завершение реализации госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» и ее интеграция в другую государственную программу выявило в системе местного самоуправления ряд правовых коллизий, устранение которых сегодня требует срочного внесения изменений в федеральные и муниципальные законы и нормативные документы. 

В частности, как следует из доклада депутата Владимира Кашина, необходимо пересмотреть действующее сейчас положение об осуществлении программы только в тех населенных пунктах, где реализуются инвестиционные проекты в области АПК. Данное требование, уверен председатель Комитета ГД РФ по аграрным вопросам, превращает госпрограмму в инструмент сопровождения инвестиционных проектов, а не в средство решения накопившихся социальных проблем села.

Не менее важно определить и разграничить в федеральном законодательстве такие понятия, как «сельский административный район (округ)» и «городской административный район (округ)». 

«В настоящее время указанные понятия в федеральных нормативных актах отсутствуют, - говорится в докладе Владимира Кашина. – Право установления границ сельских и городских районов (округов) принадлежит субъектам Российской Федерации, что обуславливает региональные различия в административном делении территории и повышение социально-территориальной дифференциации в уровне жизни населения, а в ряде случаев приводит и к утрате сельскими жителями социальных прав и гарантий, устанавливаемых на федеральном уровне.  К примеру, довольно распространённая практика включения пригородных сельских населенных пунктов в состав городских округов лишает их жителей права участия в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий». 

Отметим, что законопроект, предусматривающий введение нового типа муниципального образования и решающий вопросы администрирования на селе с точки зрения новых реалий, уже был подготовлен депутатом Андреем Марковым. Законопроект о введении муниципального (сельского) округа уже прошел экспертный совет фракции «Единой России». 

- Я пока еще не знаком с проектом, подготовленным членами Комитета Госдумы по аграрным вопросам, но если он в той же степени, как и мой законопроект, направлен на решение насущных проблем села, то совершенно неважно, как новые округи будут называться – муниципальный (сельский) округ или сельский административный район (округ), - уверен депутат Андрей Марков. – Главное, чтобы проблемы, наконец, стали решаться. И для мня очень показательно, что актуальность вопросов введения муниципальных сельских округов сейчас стали ощущать все больше и больше депутатов Государственной Думы.    

Действительно, в связи с тем, что действующее законодательство допускает объединение всех поселений муниципального района только в городской округ, сегодня многие жители сел и деревень неожиданно для себя стали «горожанами». Но перемена статуса не принесла им городских удобств в виде того же водопровода. Напротив, переход в «горожане» вызвал массу неудобств: к примеру, усложняется получение нотариальных услуг. Теряется возможность участия в программах по обеспечению молодых семей жильем и привлечению молодых специалистов, которые действуют для села – в частности, прекращается реализация программы «Земский доктор», благодаря которой квалифицированные медицинские услуги стали доступными и для жителей глубинки. Поэтому и нужен такой закон, позволяющий жителям сельских территорий сохранить для себя все специфику социальных льгот, предназначенных для жителей сельских поселений.

Интересно, что программой «Земский доктор» по итогам слушаний судьбой озаботились и члены Комитета ГД РФ по аграрным вопросам. Депутаты приняли решение «уточнить территориальную распространенность программы «Земский доктор» с учетом процессов объединения всех поселений, входящих в муниципальный район, с городским округом». Также предложено распространить единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, предусмотренные по программе «Земский доктор», и на медицинских работников со средним медицинским образованием, а также включить в программу города и моногорода с населением до 50 тысяч человек.


 
Были приняты и другие решения, затрагивающие реформу местного самоуправления в России. Как отмечали многие выступавшие, следует оперативно решать эти вопросы местного самоуправления, ведь времени на раздумья уже нет. В докладе говорится: «В 2019 и 2020 годах может возникнуть риск включения мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» в профильные государственные подпрограммы, что сделает невозможной эффективную координацию мер государственной политики по развитию сельских территорий и не обеспечит комплексное планирование обустройства сельских населенных пунктов объектами инженерной и социальной инфраструктуры, автомобильными дорогами».