Штрафы для студентов-целевиков, кто платит за школьный автобус, вопросы социальной политики – таков перечень законопроектов, поступивших на обсуждение депутатов Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Самую оживленную дискуссию депутатов вызвал проект поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», направленных на усовершенствование процесса целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Данный законопроект, внесенный Правительством РФ, представил депутатам заместитель министра образования Павел Зенькович. Он отметил, что законопроектом предлагается заменить понятие «целевой приём» на понятие «приём на целевое обучение», что более точно отразит новые подходы российской системы образования к созданию эффективного механизма обеспечения потребностей экономики квалифицированными кадрами. В чем же разница между этими понятиями?
Дело в том, что сегодня в каждом вузе примерно 10 процентов от всех бюджетных мест отданы под так называемый целевой прием – то есть, определенное количество бюджетных мест резервируется под нужды органов власти, госкорпораций и крупных предприятий, которые заключают договор с вузом на подготовку специалистов. И, к сожалению, места «целевиков» зачастую становятся способом получить высшее образование не лучшим, а «нужным» выпускникам школ. И такие студенты по окончанию вуза не несут никакой ответственности за то, что не работают по специальности, не возвращаются работать в свои районы и т.д. Теперь же, намереваясь бороться с этим постыдным явлением, Министерство образования и науки РФ предлагает право формирования квот на «целевиков» передать от вузов в ведение правительства страны (а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления), где и будут составляться перечень кандидатов на целевое обучение, исходя из экономических реалий. То есть, теперь приоритетное внимание на проблемы обеспечения потребности в кадрах будет уделяться тем регионам, где имеющийся дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда – речь идет, например, об обеспечении молодыми специалистам отдаленных городов Сибири и Дальнего Востока.
Еще одно новшество: как заверил Павел Зенькович, в договоре целевого обучения, который работодатель будет заключать со студентами, должен устанавливаться и срок трудовой деятельности выпускника и размер штрафа за неисполнение договора.
- Штраф предусматривается в размере стопроцентной оплаты обучения, — пояснил заместитель министра образования. – Таким образом будет установлена ответственность субъектов целевого обучения не только друг перед другом, но и перед соответствующим бюджетом, средства которого были израсходованы на обучение гражданина.
Наконец, в законопроекте предлагается существенно расширить список заказчиков целевого обучения – если сейчас заказчиками могут быть федеральные государственные органы, государственные органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления и юридические лица, то авторы законопроекта предлагают включить в это число и индивидуальных предпринимателей. Данный шаг, по мнению Минобрнауки, должен стимулировать конкурентную борьбу за выпускников вузов.
- Безусловно, данный законопроект — это шаг вперед для нашей высшей школы, и его надо поддержать, - отметил депутат Андрей Марков. – В первую очередь, законопроект примечателен введением ответственности, обязательности молодого специалиста-целевика отработать затраты на свое обучение. Также можно только приветствовать шаги, направленные на стимулирование сотрудничества бизнес-структур с вузами. Но я полагаю, что окончательно это нас не избавляет от тех проблем, которые были в прежней системе. Подбор целевика заказчиком все равно остается неконкурентным, значит, оставляет место для всякого рода неформальных договоренностей, для «блата». Мне представляется логичным, чтобы эта процедура тоже была открытой. Например, правительство Воронежской области объявляло бы конкурс среди всех желающих на заключение договора целевого обучения по тем специальностям, которые требуются. Допустим, требуется специалист для ветеринарной службы в одном из районов области. Орган власти публикует открытую информацию об этом, принимает заявки от желающих и с лучшим из них заключает договор. То же самое и для юристов, экономистов, программистов и всех других специалистов. Но если говорить об идеальной модели, то мы должны создать такую систему образования, при которой работодатели сами будут приходить в вузы в поисках наиболее талантливых и способных студентов и заключать с ними договоры о последующей работе. Ведь если честно, заключая целевой договор с выпускником школы мы совсем не знаем, сможет ли он стать тем специалистом, который нам нужен.
Также заместитель министра образования Павел Зенькович представил на обсуждение депутатов и проект поправки в закон «Об образовании», которая касается организации бесплатной перевозки школьников в муниципальных образовательных организациях. В частности, действующее законодательство фактически регламентирует вопросы организации бесплатной перевозки обучающихся между поселениями в составе одного муниципального района, но не между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов. Вопрос звучит просто: какой район должен оплачивать школьный автобус? Тот, где школа, или тот, чьи ученики едут в нее? Авторы же поправки предложили учесть эти обстоятельства в законе – ответственность за бесплатную для учеников поездку в школу должна лежать на их родном районе.
Депутаты поддержали и законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)», который позволит значительно уменьшить случаи обращения детей-сирот в суд за защитой своих прав, а также создать дополнительные правовые и организационные гарантии для указанной категории граждан по обеспечению их жилыми помещениями и сохранения указанных помещений за ними в надлежащем нормативном состоянии.
Одобрен и проект поправки в закон «О занятости населения в Российской Федерации», которые дают право Правительству РФ составлять перечень тех субъектов РФ, нуждающихся в привлечении трудовых ресурсов в приоритетном порядке. Привлекать же трудовые ресурсы планируется путем стимулирования работодателей к созданию более выгодных условий труда.
В то же время члены Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендовали к отклонению законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон «О концессионных соглашениях», который предполагает введение обязательного вынесения на публичные слушания проектов концессионных соглашений, если объектом соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Причина отклонения проста – и по действующему законодательству данные процедуры максимально публичны, в том числе органы муниципальной власти активно применяют общественные слушания.