На очередном заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления депутаты единогласно одобрили законопроект, освобождающий муниципальных депутатов поселений (входящих в муниципальные районы), осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, от обязанности подавать декларации о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Проекты поправок в законы «О противодействии коррупции» и «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», которые предлагают освободить депутатов представительных органов поселений (входящих в муниципальные районы), осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, от обязанности представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, был разработан депутатом Андреем Марковым с группой единомышленников. Всего под законопроектом подписались около 40 депутатов-единороссов.
Как уже не раз заявлял депутат Марков, обязанность заполнения налоговой декларации, введенная в 2015 году, стала для многих муниципальных депутатов очень неприятным сюрпризом. Эта формальность в сельской местности требует достаточно времени и сил: нужно ехать в райцентр или в областной центр, собирать документы в банке и в налоговой инспекции, тратить на это личные средства. Речь вовсе не идет о коррупции, о том, что депутаты представительных органов местного самоуправления хотят что-то скрыть. Они и без каких-либо деклараций находятся на виду односельчан – это фермеры, предприниматели, школьные учителя, врачи сельских фельдшерских пунктов, которые не получают за депутатской труд никакой зарплаты. В итоге эти люди отказываются идти в представительные органы власти, из-за чего страдает качество самой муниципальной власти. Кроме того, возникает и масса других проблем. Например, есть поселения, где депутаты массово слагают с себя полномочия, и нужно проводить новые выборы.
И вот, законопроект об освобождении муниципальных депутатов от обязанности декларирования доходов прошел через согласование и экспертно-консультативного совета фракции «Единая Россия» по совершенствованию антикоррупционного законодательства, и Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. При этом в заключении Комитета предлагается доработать законопроект и освободить от налоговых деклараций депутатов только сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе.
- Конечно, это не совсем оптимальное решение, - говорит депутат Андрей Марков. - К примеру, в Воронежской области есть такое сельское поселение – Верхний Мамон, центр Верхнемамонского района. В этом селе проживает 8,5 тысяч человек – примерно столько же, сколько живет и в городе Эртиль, центре Эртильского района. Получается, что депутатов Верхнего Мамона, работающих на общественных началах, будут освобождены от необходимости составления налоговых деклараций, а их коллеги в Эртиле – нет. Разве это справедливо? Тем не менее, это решение комитета лучше, чем никакое. Но надо понимать, что наш комитет только соисполнитель по данному закону, основные рекомендации для Государственной Думы будет принимать Комитет по законодательству. Но в любом случае с парламентской трибуны мы уже озвучим наше решение и постараемся найти отклик у большинства.
Также депутаты Комитета одобрили и пакет поправок в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающихся организации деятельности сельских муниципалитетов. Прежде всего, одна из поправок вводит в законодательство понятие сельского старосты: «для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте может назначаться староста сельского населенного пункта». Депутаты предполагают, что староста сельского населенного пункта будет назначаться представительным органом муниципального образования по представлению схода граждан сельского населенного пункта.
Кроме того, был уточнен и порядок организации и проведения схода граждан – в частности, организаторы схода должны не только обеспечить заблаговременное оповещение жителей о времени и месте проведения схода граждан, но и заблаговременно ознакомить граждан со всеми материалами по вопросам, выносимым на решение схода.
Одна из поправок касается и организации работы районных СМИ – отныне муниципальные власти смогут использовать для публикации указов и распоряжений не только традиционные газеты, но и сетевые электронные ресурсы, что позволит сэкономить бюджетные средства, которые прежде выделялись на содержание районных газет.
Наконец, депутаты поддержали и проект поправки в Бюджетный кодекс РФ, которая касается формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов. Авторы документа предлагают зачислять денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения в дорожные фонды субъектов РФ. Ранее эти средства просто зачислялись в бюджет региона и расходовались по его усмотрению. В целом эта поправка укрепляет финансовую основу деятельности дорожных фондов, что очень важно, поскольку качество дорог по-прежнему остается одной из главных российских проблем.
Всего на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления депутаты рассмотрели 13 законопроектов.