Средства есть, ждем нацпроекты

26 октября 2018, 8:00

Законопроект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020–2021 годы прошел первое чтение

Объявлено, что бюджет 2019 года станет профицитным: доходы федерального бюджета прогнозируются на уровне 19,969 трлн рублей, расходы – 18,037 трлн рублей. Профицит в 2019 году составит 1,932 трлн рублей, или 1,8% ВВП. Еще один важнейший показатель – прогноз инфляции, которая в 2019 году ожидается на уровне 4,3%, то есть, даже больше, чем в нынешнем. 

В ходе своего выступления первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что политика, которая заложена в бюджет, обеспечит вхождение России в пятерку стран с наибольшими объемами экономики, а также повышение темпов экономического роста выше среднемировых – именно такие задачи и поставлены перед правительством страны в «майском» Указе Президента РФ. 

Для обеспечения нужных объемов экономического роста запланированы масштабные инвестиции – прежде всего, на реализацию 12 запланированных национальных проекта.  

В пояснительной записке отмечается, что общий объем бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов в 2019-2021 годах составит 5,55 трлн рублей. В рамках 12 нацпроектов будет утверждено 67 федеральных проектов и комплексный план развития инфраструктуры, на финансирование которых предполагается направить дополнительные средства – таким образом, общая стоимость нацпроектов, подготовкой которых Белый дом занимается по «майскому» указу президента Владимира Путина, оценивается в 13 трлн руб. 

В частности, на нацпроект «Демография» в период с 2019 по 2024 год будет направлено 2,9 трлн рублей, на «Здравоохранение» - 1,34 трлн рублей, на «Образование» - 688 млрд рублей, на «Науку» - 387 млрд рублей, на «Культуру» - 100 млрд рублей, на «Экологию» - 636 млрд рублей. На «Жилье и городскую среду» будет направлено 876 млрд рублей, «Безопасные и качественные дороги» - 1,24 трлн рублей, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - 395,4 млрд рублей, «Международную кооперацию и экспорт» - 891 млрд рублей, «Производительность труда и поддержка занятости» - 74 млрд рублей, «Цифровую экономику» - 1,1 трлн рублей.

При этом финансирование нацпроектов и входящих в их состав федеральных проектов за счет федерального бюджета составит в 2019 году 1,7 трлн рублей, в 2020 году - 1,8 трлн рублей, в 2021 году - 2,1 трлн рублей. 

Одной из стратегических задач, поставленных Президентом РФ в «майском» Указе 2018 года, является и развитие местного самоуправления.   

- Отрадно, что и правительство страны, и депутаты Государственной Думы все чаще становятся на сторону регионов и муниципалитетов, признавая, что невозможно построить эффективную власть на местах, действующую в интересах граждан, без соответствующих финансовой базы и финансовых инструментов, - так депутат Андрей Марков прокомментировал законопроект. 

Парламентарий обратил внимание, что в принятых накануне изменениях в Бюджетный кодекс РФ содержится несколько мер для повышения финансовой самостоятельности регионов. В частности, предлагается установить с 2019 года новые нормативы зачисления акцизов на алкогольную продукцию крепостью больше 9 градусов в бюджеты субъектов РФ на уровне 80 % и в федеральный бюджет - 20 %  (сегодня действует норматив 50 на 50 %). Данная мера принимается в связи с исключением с 2019 года движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций. 

Также запланирован и процесс поэтапной передачи из федерального бюджета в региональные бюджеты акцизов на производимые на территории РФ автомобильный бензин, дизтопливо и моторные масла. Закрепляются следующие нормативы зачисления указанных доходов в бюджеты субъектов РФ  - в 2019 году – 58,1 % в период с 1 февраля, в 2020 году – 66,6 %, в 2021 – 74,9 % , в 2022 году – 83,3 %, в 2023 – 91,6 %, а в 2024 – уже все 100 процентов.

Сам бюджет перед первым чтением прошел обсуждение в комитетах, в результате чего все 26 комитетов Госдумы его поддержали. При этом, 18 комитетов, включая и Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, высказали замечания, которые предлагают реализовать при подготовке ко второму чтению.

Рассмотрение проекта федерального бюджета во втором чтении запланировано на 14 ноября, в третьем – на 20 ноября. В эти же даты парламентарии рассмотрят бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.

- Предложенный правительством страны бюджет на 2019 год в целом можно оценить как нацеленный на позитивное решение многих проблем, прежде всего в социальной сфере, - такую характеристику законопроекту дал Андрей Марков. – В то же время, уже сегодня возникают справедливые вопросы по поводу его будущего исполнения. Например, в самой важной для граждан страны части – национальных проектах – запланированы средства, но самих проектов как таковых еще нет. Более того, ожидается, что они будут готовы только к 1 апреля. Так неповоротливо работает бюрократическая машина.  Увы, но зная нашу действительность, уже сегодня можно смело прогнозировать позднее выделение средств для регионов и декабрьские авралы  в их  освоении, когда в угоду красивой отчетности страдает качество. Думаю, депутаты должны в этой ситуации активнее прибегать к инструментам парламентского контроля, и в этом вопросе фракция «Единой России» была также единодушна, как и в поддержке бюджета в первом чтении.

- Есть задачи и ко второму чтению, – продолжил депутат. – Практически в каждом районе моего избирательного округа  существует проблема ремонта или реконструкции школ, строительства новых. Несмотря на увеличение федерального бюджета под решение этой задачи практически в два раза, именно сельские школы остаются в стороне, для них предусмотрено всего 3 миллиарда на всю Россию. Честно говоря, едва ли не столько требуется для того, чтобы исполнить наказы только моих избирателей по ремонту и строительству школ. А это даже не вся Воронежская область! Поэтому готовлю поправку на увеличение этой суммы.