Андрей Павлович Марков закончил исторический факультет и военную кафедру Воронежского государственного университета, Институт переподготовки и повышения квалификации ФСБ России, адъюнктуру Академии ФСБ России. Кандидат политических наук. Проходил военную службу в российских органах безопасности. Работал на оперативных и руководящих должностях в контрразведывательном и информационно-аналитическом подразделениях Управления ФСБ России по Воронежской области. В 2009 г. уволился в запас в звании подполковника и по предложению губернатора А. В. Гордеева перешел на работу в правительство Воронежской области. Руководил Управлением экспертной и контрольной работы. С 2012 г. – первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области. Одновременно до 2014 г. возглавлял Управление региональной политики.
– Сегодня, наверное, легче перечислить, какие проблемы перед местным самоуправлением не стоят, чем перечислять те, какие приходится решать. И самая главная – хроническая нехватка средств. К сожалению, у нас очень мало муниципалитетов, которые бы себя хорошо чувствовали в финансовом плане. На уровне поселений денег порой не хватает даже на собственное содержание, не говоря уже об исполнении каких-то полномочий. Все это, безусловно, мешает развитию.
При этом, на мой взгляд, сегодня меняется ощущение того, что мы должны сделать в стране в целом. И это прозвучало в Послании президента Федеральному Собранию – акцент на внутренние проблемы. Тот общественный консенсус, который наблюдается сейчас в стране, с большим кредитом доверия к президенту, а значит, и к институтам власти в целом, в том числе и к институтам местного самоуправления, вызванный в немалой степени внешними факторами, – его надо суметь сохранить. Нам необходимо решать внутренние проблемы, и здесь местное самоуправление – это передовая. Любой глава поселения, депутат местного совета непосредственно каждый день сталкивается с проблемами конкретных людей, они в них живут, решают. Если мы не обеспечим эту передовую возможностями и ресурсами, то не сможем выполнить те задачи, которые обозначены президентом и отчетливо осознаются в обществе. Наша сила, внутреннее единство краткосрочно зависят от внешних факторов, а долгосрочно – от осознания себя как общества.
Если говорить о проблемах, то их, повторюсь, много. Среди них вопрос систем коммуникации стоит, как мне кажется, не на последнем месте. Причем здесь необходимо решать целый комплекс вопросов – от классических (дороги, общественный транспорт и т. д.) до обусловленных новым, информационным укладом общества (та же мобильная связь, обеспеченность новыми технологиями, Интернетом). Ведь наличие нормальных систем коммуникации позволяет оперативно решать и многие другие проблемы. Сегодня жители удаленных сельских муниципалитетов чувствуют себя ущемленными в этом вопросе.
Остро стоят вопросы здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но есть вопрос, не решив который мы рискуем вообще потерять село. Это вопрос работы и трудоустройства. С одной стороны, все объяснимо: основным видом занятости на селе всегда было сельскохозяйственное производство, которое сегодня переходит на новые технологии, не требующие такого количества рабочих рук. Но надо искать оптимальные пути выхода, создания рабочих мест, потому что пока мы наблюдаем отток экономически активного населения, в первую очередь мужского, в большие города. И это влечет за собой целый клубок проблем, потому что в итоге страдают семьи, ухудшается экономическая, социальная обстановка, и все это в результате сказывается на качестве жизни общества в целом.
О проблемах можно говорить много, но главным остается вопрос, как их решать. И у нас нет другого пути, кроме пересмотра межбюджетных отношений. Есть элемент несправедливости в обеспеченности отдельных муниципалитетов бюджетными средствами. Надо больше давать самостоятельности на места. Мы сегодня пришли к программному бюджету, когда средства распределяются только через программы, и это хорошо, но нельзя, чтобы все, вплоть до последнего гвоздя, согласовывалось в центре. Надо давать большую самостоятельность регионам и далее – муниципалитетам. Те, кто каждый день непосредственно сталкиваются с проблемами, общаются с людьми, на мой взгляд, смогут более эффективно распорядиться средствами, и за те же деньги будет сделано намного больше, можете мне поверить.
Журнал "Муниципальная Россия" (№ 10, 2016)