Законопроект, ограничивающий сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, рекомендован к первому чтению.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающий установление запрета на создание и осуществление деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Данный проект закона был подготовлен Федеральной Антимонопольной службой России в соответствии с Национальным планом развития конкуренции на 2018–2020 годы, который был ровно год назад утверждён Указом Президента РФ. Как заявил присутствовавший на заседании Комитета заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский, сегодня в нашей стране действуют более 18 тысяч федеральных и муниципальных унитарных предприятий. И это на 39% больше, чем еще пять лет назад, в 2013 году.
- Между тем, сама деятельность ГУПов и МУПов приводит к монополизации рынка, потому что ни один предприниматель не сможет конкурировать с ними, - отметил Сергей Пузыревский. – В то же время, согласно нашим данным, производительность труда на унитарных предприятиях в 4 раза ниже, чем на предприятиях частного сектора. При этом, бюджет недополучает налоги, поскольку зачастую деятельность ГУПов и МУПов по всем документам либо убыточна, либо находится на грани рентабельности.
Законопроектом предлагается установить запрет на создания унитарных предприятий с 1 января 2021 года. Из этого запрета предлагается сделать только три исключения. Во-первых, если унитарное предприятие создаётся в целях обеспечения обороны и безопасности государства. Во-вторых, если деятельность унитарного предприятия предусмотрена федеральным законом, актом Президента или Правительства России. Наконец, если унитарное предприятие создано для работы в сферах естественных монополий. По подсчетам ФАС, под действие этих трех исключений подпадает около половины всех действующих сегодня ФГУПов и МГУПов.
Все же остальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу предлагаемых изменений и осуществляющие деятельность на товарных рынках, будут подлежать ликвидации или реорганизации – например, в бюджетное учреждение или акционерное общество. Они работают по другим правилам, с более строгим бюджетным контролем и в условиях равной конкуренции на рынке.
- Многие унитарные предприятия функционируют сегодня в сферах с развитой конкуренцией, - отметил Сергей Пузыревский. - Значительное число таких предприятий работают в тепло- и водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, на транспорте, в аптечном деле, торговле и оказании услуг. При этом ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путём передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.
Также законопроект предлагает наделить ФАС России полномочиями по выдаче заключений о соответствии создания унитарного предприятия или изменения им видов деятельности антимонопольному законодательству.
После оживленного обмена мнениями депутаты Комитета поддержали законопроект, но с существенной оговоркой: инициатива ФАС не учитывает негативные последствия ликвидации унитарных предприятий с рынков, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты.
– У всякой проблемы всегда есть несколько граней, – говорит депутат Андрей Марков. – Есть необходимость развивать конкуренцию, это способствует повышению качества услуги, росту производительности труда и так далее. В этом нужно согласиться с доводами антимонопольной службы. Также можно привести массу примеров, когда унитарные предприятия становятся кормушкой для всякого рода околовластных дельцов, присосавшихся к казенным деньгам. Но есть и примеры добросовестной и необходимой работы. Речь идет об унитарных предприятиях, работающих в малых городах, в сельских поселениях, на территориях с низкой плотностью населения, в отдаленных и труднодоступных местностях, где конкуренция отсутствует или почти отсутствует во многих социально значимых сферах. К примеру, лекарственное обеспечение, общественный транспорт невозможно организовать в таких районах без государственной или муниципальной поддержки. И мы не имеем права принимать общее решение, не учитывая интересы людей на конкретных территориях.
Как отметили депутаты, в свое время именно унитарные предприятия стали спасением для многих сельских и труднодоступных районов. Инвестиционная привлекательность таких территорий низка и в этой ситуации именно унитарные предприятия обеспечивают предоставление необходимых услуг населению, поскольку это их изначальная функция – работать в социально значимых отраслях с низким уровнем рентабельности. Кроме того, и на таких конкурентных рынках, как, предположим, пассажирские перевозки в маршрутных такси, наличие унитарных предприятий, дотируемых из бюджета, позволяет влиять на ценообразование и обеспечить населению сохранение низких тарифов.
В ходе дискуссии Сергей Пузыревский согласился со многими доводами, пообещав разработать критерии «невозможности возникновения конкуренции», благодаря которым появится возможность сохранения унитарных предприятий там, где это действительно необходимо. При этом часть депутатов призвала Федеральной Антимонопольную службу рассмотреть вопрос о пилотном экспериментальном поэтапном внедрении предлагаемой модели в отдельных регионах Российской Федерации.
- В этом случае все достоинства и недостатки предлагаемой вам системы стали бы очевидны, и опыт внедрения позволит проанализировать складывающуюся практику и принимать взвешенные решения, - обратился к представителю антимонопольной службы депутат Андрей Марков. – Думаю, что многие регионы, включая и Воронежскую область, которую я представляю, с большим интересом отнесутся к участию в подобном эксперименте.
Законопроект планируется к рассмотрению на пленарном заседании Госдумы 20 ноября.
Всего же на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было рассмотрено 8 законопроектов.