Антикоррупционные настройки

19 ноября 2018, 10:45

В Государственной Думе прошел Круглый стол «Мониторинг практики применения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Проблемы и пути их решения в свете реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы». Его организаторами выступили Комитет по безопасности и противодействию коррупции и Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

«Тема борьбы с коррупцией является безусловным приоритетом для парламента России, - заявил в своем вступительном слове председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. – И сегодня можно с уверенностью сказать, что за прошедшее время в России было сформировано эффективное, передовое антикоррупционное законодательство». Теперь же, как считают депутаты, пришло время ювелирной настройки антикоррупционного законодательства и исправления отдельных положений – даже самое передовое и прогрессивное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании, в том числе и с учетом правоприменения на региональном и муниципальном уровнях.

Между тем, замечаний и вопросов к правовому регулированию антикоррупционной политики накопилось уже более чем достаточно: так, в процессе подготовки к Круглому столу депутаты Комитета по безопасности и противодействию коррупции и Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления получили более 150-ти отзывов и предложений от законодательных и представительных органов субъектов Федерации. В частности, как отметил председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко, регионами ставится вопрос «установить, помимо увольнения со службы, систему дифференцированных мер ответственности для различных должностей - в первую очередь на муниципальном и сельском уровнях, где чиновники рискуют лишиться работы за самое незначительное нарушение требований антикоррупционного законодательства, в том числе сроков представления информации о доходах», а также активнее внедрять электронное декларирование на всех уровнях — от федерального до сельского.

- Когда мы говорим об эффективности мер противодействия коррупции, нужно, чтобы был реализован принцип справедливости и соразмерности мер ответственности тому уровню власти, на который он распространяется, - заявил Диденко. 

Именно такому принципу и соответствует законопроект депутата Андрея Маркова, предлагающий освободить муниципальных депутатов, осуществляющих свои полномочия нa непостоянной основе, от обязанности ежегодно предоставлять декларацию о своих доходах. Проблеме декларирования доходов депутатами поселений А. Марков и посвятил свой доклад на круглом столе. 

- Обращения с просьбой отменить декларирование для работающих на непостоянной основе депутатов сельских и городских поселений в составе муниципальных районов поступают ко мне постоянно в ходе рабочих поездок в округ, - говорит Андрей Марков. – И это проблема не только одного избирательного округа, ведь в Государственную Думу уже вносились аналогичные законопроекты Оренбургской областной Думой, Кировской областной Думой. Данный вопрос поддержан парламентами Татарстана, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, законодательными собраниями Алтайского края, Смоленской и Астраханской областей. 

Это говорит о том, что проблема реально существует.

- Прежде всего, проблема выражается в отказе части таких депутатов от заполнения деклараций и сложение полномочий, - говорит парламентарий. - Во-вторых, и это гораздо серьезнее, в массовых отказах участвовать в выборах. Казалось бы, не хотят – не надо. Вот только очереди из кандидатов в сельсоветы не выстраиваются. Между тем, это самый ближайший к людям уровень власти, и он нуждается в не меньшей степени, чем другие, в авторитетном представительстве. Возникает ситуация, которая поощряет «отрицательный отбор».

У такого отношения большей части депутатов сельских и городских поселений к налоговым декларациям есть свои причины. 

- Во-первых, это несоразмерность затрат на подачу деклараций характеру общественной по своей сути работы, - уверен Андрей Марков. -  Заполнить и подать декларацию для депутата данной категории не просто. Затратно получить банковские справки, когда отделений банков нет в поселениях, а зачастую и в районных центрах. Аналогично - получить сведения об имуществе в государственных учреждениях. Добавим к этому весьма проблемное муниципальное транспортное сообщение. Сама декларация также не проста в заполнении, а любая ошибка – повод для прокурорского реагирования. И так далее. Эту причину можно считать житейской, и она может быть непонятна с высоты федеральной трибуны. Но это все существует в реальности.

Другая причина, по мнению депутата, кроется в несоразмерности дисциплинарных санкций за недостоверно поданную декларацию, что иногда превращает эти санкции в инструмент для сведения счетов с политическими противниками. В частности, депутат поселения, в отношении которого вынесено прокурорское представление по поводу некорректно заполненной декларации, автоматически попадает в категорию лиц, нарушивших антикоррупционное законодательство, что влечет за собой и рассмотрение вопроса о сложении полномочий. При этом часто депутатам ставят в вину самые незначительные нарушения – например, забыл указать в декларации старый счет в банке с минимальным балансом или же про деревенское наследство, о котором, кстати, сам депутат может вовремя и не узнать. 

Тем не менее, даже такие нарушения влекут за собой расследование, которое превращает депутата в отрицательного героя, совершившего коррупционное правонарушение. При этом не совершается уголовное преступление, но ставится вопрос о лишении полномочий лица, избранного населением. 

Еще одна причина отказа от заполнения деклараций – боязнь стать объектом преступного внимания со стороны криминальных кругов. 

- Давайте говорить прямо: опасение, что самая обычная опубликованная декларация депутата-врача, учителя, а тем более фермера может стать дополнительным поводом посягательств на его имущество или жизнь – это не надуманная, а самая что ни есть реальная причина. К тому же, органы правопорядка в большинстве сельских населенных пунктов не представлены на постоянной основе, и своевременную защиту от посягательств на жизнь и имущество получить не всегда возможно.

Также немаловажно, отмечает Андрей Марков, избавить местную власть от административных издержек. Во-первых, на проведение новых выборов или довыборов. Все эти процедуры налагают неоправданную и непрогнозируемую нагрузку как на муниципальные избирательные комиссии, на административный аппарат муниципалитетов, так и на их бюджеты. Во-вторых, на деле зачастую организацией подачи деклараций занимаются либо администрации поселений, либо аппараты районных администраций. По сути, вместо исполнения своих полномочий они тратят время и силы на то, чтобы обеспечить даже  не функционирование, а просто наличие представительной власти в поселениях и соблюдение ею закона. Кроме всего, тем самым искажается принцип независимости представительной власти на местном уровне.

В своем выступлении депутат Андрей Марков коснулся и тех возражений, которые он уже не раз слышал от коллег-депутатов. 

Предложения об отмене деклараций о доходах для сельских депутатов встречают возражения нескольких видов. Во-первых, приводятся аргументы статистики, что выявленные нарушения при декларировании составляют сотые доли процента, и это не является проблемой в масштабах страны. Все правильно, за исключением того, что статистика принципиально не может учесть ни количество сложенных по этой причине мандатов, ни количество отказавшихся участвовать в выборах. Хотя в российской практике уже есть и примеры сложения полномочий целыми советами депутатов – например, в Бирском городском поселении Еврейской Автономной области.
 
 - Если говорить образно, то статистика говорит о круглом, то есть о форме, а речь в реальной жизни идет о твердом, то есть о качестве, - характеризует данную часть проблемы депутат.

Еще одним аргументом «против» является вероятность выведения из-под действия антикоррупционного закона значительной части лиц, осуществляющих публичную власть, что противоречит основным направлениям государственной антикоррупционной политики. Здесь можно согласиться с тем, что действительно в данном случае эта категория лиц не будет попадать под действие антикоррупционного законодательства. Но только в малой и далеко не основной части подачи деклараций! Никто ведь не предлагает отменить ответственность за коррупционные преступления, если они будут совершены. В данном случае это вопрос качества работы правоохранительной системы. И потом мы должны понимать, что, выявляя ошибки в заполнении деклараций, мы коррупцию не победим, а только лишь улучшим статистику за счет тех лиц, которые менее всего имеют возможность использовать свою должность в корыстных целях. 

Также депутат напомнил о судьбе аналогичного законопроекта, который был одобрен в марте 2017 года. Этот закон, внесенный президентом В.В. Путиным, освобождал от обязанности декларировать свои доходы членов муниципальных избирательных комиссий, работающих на непостоянной основе. По сути, данный президентский закон решил аналогичную проблему отказов входить в составы местных избирательных комиссий.

- В завершение необходимо отметить, что отмена деклараций о доходах для депутатов поселений в составе муниципальных районов, работающих на непостоянной основе, вовсе не снижает эффективность борьбы с коррупцией. – закончил свое выступление А. Марков. – Мы не говорим и о том, что не требуется совершенствование антикоррупционного законодательства, в том числе и в отношении муниципального уровня публичной власти. Но в сегодняшней ситуации имеется явная проблема несоответствия требований закона в части декларирования доходов самому укладу жизни на местах. Оно имело бы смысл при реальном повышении ответственности местной власти, передаче в муниципалитеты реальных финансовых ресурсов и предоставлении самостоятельности в их распоряжении. 

Предварительным итогом круглого стола стало решение обобщить все поступившие мнения, в том числе в части отмены или упрощения процедуры подачи деклараций о доходах депутатами  поселений. Одним из вариантов такого упрощения могло бы стать не обязательное ежегодное декларирование, а его применение только в случае совершения крупной покупки, стоимость которой превышает определенную сумму. Например, дома, квартиры, автомобиля. 

- Я за любое положительное решение, которое позволит облегчить «коррупционную» участь депутатов поселений. За упрощенную форму заполнения и подачи, за декларирование только в случае совершения крупных покупок и т.д., - прокомментировал Андрей Марков. - Но сегодня можно пойти по пути, уже реализованному Президентом и Государственной Думой России в отношении работающих на непостоянной основе членов муниципальных избирательных комиссий, то есть отменить декларации. Это было бы простым и эффективным решением.