Состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на котором депутаты поддержали с замечаниями новые законопроекты о бюджетной деятельности субъектов РФ и муниципалитетов.
Больше всего полемики вызвал правительственный законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации». Проще говоря, это законопроект, стимулирующий муниципалитеты и власти субъектов РФ к самостоятельности на рынке финансовых заимствований, выпуску собственных финансовых облигаций и иных ценных бумаг.
В принципе, и сегодня регионы и муниципалитеты довольно активно осваивают рынок финансовых заимствований – из-за того, что многие полномочия не в полной мере подкреплены бюджетным финансированием, власть не местах вынуждена идти на поклон в коммерческие банки и брать кредиты под обычные – «коммерческие» - проценты. Из-за чего общая сумма долгов муниципалитетов различным банкам сегодня, по данным Минфина, составляет 360 млрд. рублей. Еще больше долг субъектов РФ – более 2 трлн., и многие регионы оказались в финансовом параличе, будучи неспособными самостоятельно рассчитаться с долгами.
Долги регионов, как признался выступавший на заседании Комитета заместитель министра финансов Сергей Сторчак, «портят» кредитный рейтинг самой России. Вывести долги из общей статистики, наделив власти субъектов и муниципалитеты большей самостоятельностью на финансовом рынке – одна из причин законодательных изменений.
Кроме того, как подчеркнул докладчик, обслуживание заимствований в виде выпуска облигаций обойдется бюджету куда дешевле, чем обслуживание обычного кредита в коммерческом банке с грабительскими процентами. И это один из самых главных аргументов в пользу нового законопроекта.
Итак, проект закона вводит в Бюджетный Кодекс РФ новую главу 141: «Эмиссия и обращение государственных (муниципальных) ценных бумаг», которая заменит собой старый закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 1998 года. Согласно новому законопроекту, отныне все субъекты РФ и муниципальные образования получают право выпускать и размещать свои собственные ценные бумаги - но только при соблюдении некоторых условий.
Главное условие - отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации (либо муниципального образования). И в зависимости от количества просроченных долгов вычисляется индекс состояния долговой устойчивости, по которому тот или иной субъект РФ или муниципалитет будет отнесен специалистами Минфина к одной из трех групп заемщиков: с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. Понятно, что без ограничений выпускать облигации смогут только регионы и муниципалитеты из первой категории. А вот члены третьей категории «безнадежных должников» никаких ценных бумаг выпускать не смогут. Правда, как заверил депутатов Сергей Сторчак, таких регионов не очень-то много – всего 4 субъекта РФ. Зато к первой категории отнесено 38 субъектов, ко второй – 43 региона России.
Еще одно условие – при работе с внешними источникам заимствований средств (например, иностранные инвестиционные или пенсионные фонды) властям субъектов и муниципалитетов необходимо иметь хороший кредитный рейтинг.
Правда, сейчас в России действует всего три отечественных компании, занимающихся исчислением кредитного рейтинга (не считая зарубежных агентств типа Standard & Poor’s). Как полагают чиновники Минфина, приход муниципалитетов и властей субъектов РФ на рынок заимствований, станет толчком к развитию всего рынка, появлению новых фирм и конкуренции.
- К таким законопроектам всегда возникают вопросы и относится к ним можно по-разному, - говорит депутат Андрей Марков. – Я их называю правильными, но вот в том, что регионы и муниципалитеты начнут активно использовать механизмы выпуска долговых облигаций, сомневаюсь. Решение проблемы финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов все-таки в другом, здесь требуется пересмотреть принципы межбюджетной и налоговой политики. Это решение в новом балансе между теми средствами, что должен перераспределять федеральный центр, и теми, что должны изначально оставаться в регионах и на местах. Тогда и экономическая инициатива региональных и муниципальных властей будет совсем другой.
В итоге депутаты с критическими замечаниями поддержали данный законопроект, решив рекомендовать его к принятию на пленарном заседании Госдумы.
Также депутаты поддержали и законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в части конкретизации стратегического планирования на уровне муниципального образования)». Данный документ вводит четкий порядок разработки проектов стратегии социально-экономического развития – от муниципалитетов до органов государственной власти по единому образцу с соблюдением единой документации.
Одобрен к принятию и проект поправки в закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», который распространяет действие льгот по налогообложению на те объекты, что находится не на суше, а на поверхности воды – например портовые сооружения или гидроэлектростанции.