Оценка власти всегда остается за людьми

18 марта 2019, 18:45

В Комитете Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления прошло заседание «круглого стола» на тему: «Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления: совершенствование нормативно-правового регулирования и механизмов практической реализации». 

Систему оценки эффективности работы органов местного самоуправления ждут серьезные изменения – таков основной вывод прошедшего в Государственной Думе РФ «круглого стола». 

Собственно, о способах оценки труда чиновников люди задумались еще 100 лет назад – так, в самом начале XX века в США было создано Бюро по изучению муниципальных проблем, где были разработаны первые методики оценки эффективности работы государственных и муниципальных служб. В Европе подобные расчеты были внедрены более 40 лет назад, причем, для мониторинга управления городским хозяйством была разработана целая система из сотни критериев – от качества питьевой воды до наличия транспортных проблем. А вот в Российской Федерации о местных чиновниках еще с советских времен судили только по деятельности предприятий и организаций, размещенных на территории района – проще говоря, хорошими были только те чиновники, у кого на подведомственной территории выполнялись планы по надоям молока и выплавке чугуна. 

Лишь в 2008 году президент РФ подписал Указ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», в котором была введена процедура ежегодной оценки деятельности органов муниципальной власти муниципального образования и поставлена задача формирования целостной системы такой оценки. 

Однако, по мнению участников «круглого стола» в Госдуме, все вошедшие в обиход за минувшее время методики так или иначе не гарантируют главам муниципалитетов беспристрастности оценок и недопущения использования политических мотивов. Даже интернет-опросы жителей муниципального образования не дают объективного представления об отношения граждан к главе муниципалитета – как отметили выступавшие депутаты, многие жители муниципальных образований не обладают достаточными знаниями о разделении ветвей власти на местах, поэтому респонденты скорее оценивают не деятельность органов местного самоуправления, но всю власть в стране целиком. 

Для повышения эффективности работы местных властей необходимо не только создать систему объективных, прозрачных и понятных обществу критериев оценки качества деятельности, но и изменить сам подход к органам местного самоуправления. В частности, федеральному центру необходимо провести инвентаризацию полномочий органов местного самоуправления, а по итогам инвентаризации приять закон о недопустимости возложения на органы местного самоуправления дополнительных полномочий без соответствующего финансового обеспечения. 

Итоги «круглого стола» прокомментировал и депутат Государственной Думы Андрей Марков:

- Круглый стол получился очень интересным, многие выступления острыми. По-другому и быть не могло, ведь эффективность – категория сложная, а критерии оценки – предмет экспертных дискуссий. Хотелось бы выделить несколько важных пунктов сегодняшнего разговора. Участники круглого стола были единодушны в том, что мы не можем механистически подходить к оценкам эффективности деятельности муниципалитетов, поскольку существенную роль играет неравномерность развития и специфика территорий. Причем разница есть нет только между субъектами Российской Федерации, но и внутри каждого региона. В этой связи важно не столько сравнение муниципалитетов друг с другом, сколько оценка динамики развития каждого. Говоря же о ресурсах развития, невозможно снова не обратить внимание на существующую систему налоговых и межбюджетных отношений, которая тормозит инициативу на местах. Умение договориться в вышестоящих кабинетах, чтобы получить трансферт, субсидию, строку в региональной программе – это, конечно, важное качество муниципального руководителя, но еще важнее – умение муниципальной власти договориться с местным сообществом, создать условия для развития бизнеса, гражданских структур. Однозначно негативно участники круглого стола отнеслись к  качеству интернет-опросов при оценке эффективности деятельности муниципальной власти. Конечно, бы порадоваться за жителей отдельных регионов, где удовлетворенность населения, например, жилищно-коммунальными услугами, составляет 97% (!).  Но здравый смысл говорит о том, что такие результаты больше похожи на профанацию. 

На «круглом столе» актуально звучали выступления регионов, которые можно считать передовиками в выстраивании системы оценки эффективности деятельности муниципалитетов. Что особенно приятно, к таким относится и Воронежская область. 

- У нас много лет ведется работа по выстраиванию продуктивных взаимоотношений между региональной властью и муниципальными районами, городскими округами, совершенствуются критерии оценки, - говорит Андрей Марков. - В этой работе кроме формального распределения итоговых мест самое важное для меня – создание среды единых управленческих действий, объединенных общей идеей и понятными для всех принципами. Идея может быть только одна – повышение качества жизни жителей Воронежской области. И итоговая оценка эффективности деятельности и муниципальной, и региональной власти – всегда останется за людьми.