Какой контроль нужен местному самоуправлению?

11 апреля 2019, 1:45
Фото официального сайта Государственной Думы ФС РФ

Состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на котором одним из главных вопросов стала проблема реализации муниципального контроля. 

Активное обсуждение вызвал  законопроект «О внесении изменения в часть 7 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который предлагает наделить должностных лиц органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях – например, в сфере благоустройства территорий. Как отметили депутаты, сегодня КоАП РФ разрешает это только  должностным лицам, которым такие полномочия предоставили субъекты Российской Федерации, то есть областные власти. Между тем, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» однозначно относит такие вопросы, как утверждение правил благоустройства территории, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий,  к вопросам компетенции органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов. Стало быть, как подсказывает логика, и выявлять правонарушителей этих правил тоже должны представители органов местного самоуправления. 

Однако члены комитета не сочли возможным поддержать данный законопроект, внесенный Законодательным Собранием Иркутской области.

- Подобные законопроекты о расширении полномочий органов местного самоуправления на составление протоколов об административных правонарушениях уже несколько раз предлагались субъектами Российской Федерации и депутатами Государственной Думы, что свидетельствует об актуальности заявленной в законопроекте проблемы, - отметил председатель Комитета Алексей Диденко. – Но, к сожалению, все эти инициативы мы вынуждены отвергать, и не потому, что они плохи, но только из-за того, что сегодня уже разработан и проходит необходимые согласования проект закона, который должен снять все вопросы в данном направлении. 

Речь идет о законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», разработанном Правительством Российской Федерации, который будет регламентировать всю контрольную и надзорную деятельность государственных и муниципальных органов власти.

- Законопроект о контрольной и надзорной деятельности очень актуален, но вызывает много дискуссий между специалистами, экспертами, представителями заинтересованных ведомств, - говорит депутат Андрей Марков. – Этот закон был внесен еще в самом начале работы Государственной думы нынешнего созыва, и с тех пор он преодолел только первое чтение. Тема действительно сложная, и не только в вопросе прав и обязанностей власти, в том числе муниципальной, по осуществлению такой деятельности. Вторая часть проблемы – снять излишнее надзорное бремя со стороны разных инстанций, от которого так страдают сегодня муниципалитеты, особенно сельские поселения.  Сегодняшнее рассмотрение на комитете – это еще один сигнал из регионов, подтверждающий остроту темы. 

В итоге депутаты Комитета призвали провести «круглый стол» о полномочиях местного самоуправления с участием профильного комитета, представителей всех уровней власти, научных кругов и общественности, который мог бы послужить новым импульсом к совершенствованию федерального законодательства.

Также члены Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления проголосовали против законопроекта об установлении единого срока приведения некоторых видов муниципальных правовых актов в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Депутаты посчитали, что установление определенного срока для приведения муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и региональным законодательством – с учетом всего массива принимаемых федеральных законов - может создать сложности в правотворческой деятельности органов местного самоуправления и привести к дезорганизации всего процесса управления в муниципальных образованиях.

Поэтому, решили депутаты, пусть уж местное самоуправление работает с недочетами, чем не работает никак. 

В то же время депутаты поддержали и законопроект «О внесении изменений в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части передачи транспортного налога бюджетам муниципальных образований), разработанный Народным Собранием Республики Дагестан. Как отметили депутаты, Комитет уже неоднократно предлагал внести изменения в БК РФ  и Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих установление в качестве местного налога транспортного налога в отношении физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, с обязательным зачислением поступлений от данного налога в муниципальные дорожные фонды. При этом поступления от транспортного налога, взимаемого с юридических лиц, по-прежнему могли бы зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Всего же на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было рассмотрено 7 законопроектов, 2 подготовлены Комитетом к рассмотрению во втором чтении, 1 – к рассмотрению в первом чтении, по 4 дано заключение в качестве соисполнителя.