На сегодняшнем пленарном заседании Государственная Дума приняла во втором и в третьем окончательном чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подготовленный группой парламентариев, включая и депутата Андрея Маркова.
В минувшую среду законопроект о создании муниципальных округов с пакетом поступивших поправок был одобрен на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, а уже на следующий день он был внесен в повестку дня пленарного заседания Государственной Думы.
Напомним, что данный закон наделяет городские и сельские поселения правом объединяться и создавать муниципальный округ, под которым понимается «несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления». Также уточнено и понятие «городского округа» - это «один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями..., при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах».
Что важно - муниципальный округ вовсе не является противопоставлением уже существующему городскому округу, поскольку в округ можно будет включать все нынешние типы муниципалитетов от сельских поселений до городских округов. С другой стороны, закон подразумевает добровольное объединение всех входящих в муниципальный район поселений и преобразования его в муниципальный округ: этот закон будет применяться лишь там, где это действительно необходимо.
Один из авторов закона депутат Андрей Марков так прокомментировал его принятие:
- Сегодня мы говорим о законодательной реализации идеи, которая обсуждалась не один год – в том числе и на парламентских слушаниях в Государственной Думе, на экспертном совете фракции «Единая Россия», на дискуссионных площадках. При этом обсуждение часто выходило за рамки вопроса собственно муниципального округа, приобретая политический оттенок. Если же убрать политические акценты, а вернуться к основаниям, которые сделали возможной эту законодательную инициативу, то мы увидим ее абсолютно объективный характер. Мы увидим, что процесс укрупнения поселений происходит повсеместно – к этому есть и экономические причины, и демографические, и административные. Но этот объективный процесс в действовавших до сегодняшнего дня законодательных параметрах приобретал порой уродливые формы. В частности, начали активно появляться городские округа, в том числе и на сельской территории, и это происходило потому, что других форм объединения закон о местном самоуправлении не предоставлял. Но село от этого городом не становилось, а жители такого городского округа теряли все сельские льготы и возможности участвовать в программах развития села. Поэтому одна их основных целей нашего законопроекта – это необходимость учесть сельскую специфику различных населенных пунктов в случае, если они самостоятельно признают необходимость объединиться. Самостоятельность в принятии такого решения, право, а не обязанность – вот ключевой принцип закона.
В ходе обсуждения нашего законопроекта я не раз слышал от оппонентов опасения, что в случае образования муниципальных округов местная власть каким-либо образом отдалится от граждан. Но для таких опасений нет оснований. Ведь одновременно мы развиваем систему государственных и муниципальных услуг, систему территориального общественного самоуправления. Да и принимаемый закон прописывает систему территориального администрирования в муниципальных округах, сохраняя представителей муниципальной власти в населенных пунктах. Поэтому я с полной уверенностью могу заверить, что этот закон служит развитию системы территориальной организации местного самоуправления, приводит ее в соответствие с требованиями жизни.