Детскому отдыху нужен не только контроль, но и деньги 

25 июня 2019, 16:00

Летний отдых детей и противодействие коррупции – таковы основные темы очередного заседания Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на котором было рассмотрено 7 законопроектов. 

Так, в числе первых депутаты рассмотрели и единогласно одобрили законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и признании утратившим силу абзаца восьмого пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей». Данный законопроект, разработанный специалистами Министерства просвещения, предполагает наделить органы исполнительной власти субъектов РФ новыми полномочиями в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Например, именно региональные власти теперь будут курировать составление реестра детских лагерей и организаций отдыха детей, а также координировать все территориальные органы федеральных органов исполнительной власти от пожарных до санитарной инспекции, которые и дают разрешения на открытие каждого детского летнего лагеря. Как отметил заместитель министра просвещения России Павел Зенькович, представлявший депутатам законопроект, вопрос о безопасности и регламентации детского отдыха был поднят после трагедии на Сямозере в Карелии в 2016 году – тогда группа из 47 детей и нескольких инструкторов пересекала водоем на лодках и попала в сильный шторм, 14 ребят погибли. После этого ЧП в стране начались массовые проверки детских лагерей,  часть из которых из-за выявленных нарушений была закрыта. В декабре 2016-го президент Владимир Путин подписал ряд документов, которые неофициально назвали «законами об организации детского отдыха» - они ввели в практику понятие «реестра детских лагерей» и закрепили обязательные требования к организациям детского отдыха по обеспечению безопасности воспитанников, к туристическим маршрутам и профессиональным стандартам вожатых. Это дало свои результаты: если два года назад по всей стране было выявлено 69 организаций детского отдыха, чья деятельность не соответствовала стандартам безопасности, то в прошлом году – всего 29. 

- Нынешний же законопроект, - отметил Павел Зенькович, - систематизирует и закрепляет в федеральном законодательстве эти нормы и упорядочивает  процесс ведения реестра лагерей. 

- Это очень хорошо и правильно, что власти дополнительно занялись безопасностью детского отдыха, - заметил в своем выступлении депутат Андрей Марков. – Но у этого вопроса есть и другая сторона, которую мы все прекрасно знаем. Большая часть детских лагерей находится в собственности муниципалитетов. А у них катастрофически не хватает денег. Хотя такие учреждения очень востребованы.  Примером могут служить муниципальные детские лагеря в сельских районах Воронежской области. Я знакомился с работой таких учреждений в Калачеевском и Каменском районах. И если безопасность можно обеспечить, ограничивая возможности, например – запрещая купание в реке из-за отсутствия должной пляжной инфраструктуры, то качества отдыха и оздоровления этим не добиться. Это просто невозможно, пока мы не приведем наши муниципальные детские лагеря в достойное состояние – отремонтируем корпуса, столовые, спортивные и медицинские объекты, коммуникации, оборудуем пляжи и так далее. Одним словом, только «кнутом» вопрос не решить, жесткие требования по контролю должны сопровождаться и «пряниками». 

В свою очередь, заместитель министра Павел Зенькович отметил, что в условиях режима экономии федеральных бюджетных средств, некоторые регионы – например, Нижний Новгород – стали задействовать механизм государственно-частного партнерства для финансового обеспечения развития инфраструктуры детских лагерей. По словам чиновника, это огромный рынок для частных инвестиций – так, в стране насчитывайся 16 миллионов школьников, но вот организованным отдыхом в лагерях охвачено только 6 миллионов, причем, большинство из этих детей смогли «отдохнуть» только в т. н. «пришкольных» лагерях – то есть, по сути, в своей собственной школе, где на время летних каникул организованы группы продленного дня, обеспечивающие детям только присмотр, но никак не оздоровление. 

Депутаты также одобрили законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в ФЗ «О противодействии коррупции», который существенно расширяет список мер ответственности в отношении депутатов представительных органов власти местного самоуправления, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, если раньше за малейшую ошибку или же непредставление в срок декларации о доходах прокуратура настаивала на лишении депутата мандата органа местного самоуправления, то теперь появилась возможность выносить таким депутатам предупреждение, давая ему право на исправление ошибки. 

- Считаю, что это очень правильный и справедливый закон, - уверен депутат Андрей Марков. – Сколько известно случаев, что депутатов местного самоуправления сельских поселений лишали полномочий из-за ветхих бабушкиных построек или копеечных счетов, про которые забыли упомянуть в декларации. Но депутаты представительных органов местного самоуправления, как правило, выполняют свои обязанности на непостоянной основе, то есть, у них есть своя основная работа – это, как правило, фермеры, предприниматели, школьные учителя, врачи сельских фельдшерских пунктов. И все эти люди без каких-либо деклараций давно находятся на виду односельчан, которые судят об их деятельности не по документам, а по реальным результатам и эффективности работы. Напомню, что со следующего года вводится упрощенный порядок отчетности для сельских депутатов. Они не будут заполнять декларации, если не совершили крупных покупок, превышающих доход семьи за последние три года. Так что рассматриваемый закон окончательно решает проблему. 

Также были рассмотрены законопроекты о внесении поправки в ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» (в части досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ); о поправке в ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».