На очередном заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления был рассмотрен законопроект, разрешающий регионам и муниципалитетам создавать свои собственные вытрезвители.
Холодные камеры на два десятка койко-мест, обитые дермантином деревянные лежаки с грязными шерстяными одеялами, смирительные кресла и резиновые дубинки для буйных «клиентов» - таким запомнились старые советские вытрезвители всем, кто имел несчастье там побывать. Словом, нет ничего удивительного, что такое решение проблемы было признано неэффективным. В 2010 году Указом Президента РФ «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел РФ» функция правоохранительных органов по организации работы медицинских вытрезвителей была признана несвойственной и передана в ведение органов управления здравоохранением. А через два года вытрезвители и вовсе закрыли по всей стране.
Но вот проблема осталась, как и те, кому в состоянии сильного алкогольного опьянения требуется срочная медицинская помощь. Сегодня сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в общественных местах в состоянии сильного алкогольного опьянения, могут лишь вызвать бригаду скорой медицинской помощи либо самостоятельно доставить пьяного гражданина в больницу (или в дежурную часть территориальных органов МВД – если гражданин совершил какие-либо правонарушения). Но поскольку больницы все-таки не предназначены для усмирения пьяных граждан, то вскоре в ряде регионов стали раздаваться призывы возродить систему вытрезвителей. К примеру, еще в 2010 году при Томском областном наркологическом диспансере на деньги областного бюджета был организован вытрезвитель, напоминающий не тюрьму, но скорее хостел бюджетного уровня. Опыт Томска был использован и в Республике Башкортостан, и в Мордовии, и в Татарстане, и в ряде некоторых других регионов, где вытрезвители (в виде социальных «Центров социального обслуживания для вытрезвления лиц, находящихся в состоянии опьянения и не нуждающихся в оказании медицинской помощи») стали создаваться в подчинении органов местного самоуправления.
Однако, как справедливо заметили депутаты Государственной Думы РФ, сегодня на законодательном уровне как у органов государственной власти субъектов РФ, так и у органов местного самоуправления отсутствуют какие-либо полномочия по организации деятельности специализированных медицинских учреждений для оказания квалифицированной помощи нетрезвым людям. Проще говоря, в таких социальных «Центрах помощи» сотрудники не имеют права дать нетрезвому гражданину даже таблетку активированного угля от пищевого отравления.
Этот пробел и призван ликвидировать законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке», предлагающий наделить органы местного самоуправления правами на осуществление мероприятий в этой специфической сфере. По сути, речь идет о возрождении системы вытрезвителей, которую предлагается подчинить уже не МВД, но муниципалитетам.
Интересно, что на законопроект уже поступили отзывы из 56 субъектов РФ: 62 положительных и 19 отрицательных. При этом «за» принятие законопроекта высказались почти все субъекты РФ и только 2 субъекта «против» - явное свидетельство, что подобный законопроект, хотя и вызывает ряд вопросов, но давно уже востребован в стране.
Возникли вопросы и у членов Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
В частности, законопроект предлагает внести поправку в закон «Об основах охраны здоровья граждан», согласно которому медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя будет допускаться не только в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, но и в отношении лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения. Однако, если в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, решение о принудительной медицинской помощи принимает суд, то положение, что нетрезвого гражданина можно доставить в вытрезвитель лишь после решения суда выглядит, мягко говоря, странно. Согласитесь, в случае, если такое решение будет приниматься районным судом, то это приведет к существенному увеличению нагрузки на федеральных судей и повлечь за собой дополнительные расходы федерального бюджета. Если же принятие таких решений ляжет на плечи мировых судей, то и непредусмотренная нагрузка ляжет на региональные бюджеты.
Не прописаны расходы и самих муниципалитетов.
- Никто не возражает с тем, что пьяниц, допившихся «до чертиков», надо убирать с наших улиц. Но главные ли в этом муниципальные власти? Совершенно непонятно, как этот закон будет работать, потому что на муниципальный уровень вновь спускаются новые полномочия, не обеспеченные финансированием, - отмечает депутат Андрей Марков. – И опыт финансово успешных регионов может оказаться не применимым для муниципальных образований в других регионах страны. Но ни в самом законопроекте, ни в финансово-экономическом обосновании к нему никак не определены источники финансирования, связанные с созданием вытрезвителей, что вызывает справедливые сомнения в жизнеспособности этого начинания.
Между тем, Бюджетный кодекс РФ однозначно требует, что бы каждый принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходов бюджетных средств, содержал бы в себе и нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
Также парламентарии напомнили, что местному самоуправлению не подчиняются ни органы правопорядка, ни учреждения здравоохранения, поэтому необходимы новые подзаконные акты, обязывающие сотрудников полиции и больниц работать в таких муниципальных вытрезвителях.
Тем не менее, депутаты Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддержали законопроект – конечно, с учетом всех замечаний, которые должны быть исправлены ко второму чтению.