В Государственной Думе РФ прошел «круглый стол» на тему «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере», организованный Комитетом ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Актуальность темы «круглого стола» подтвердил президент Владимир Путин, который на состоявшемся 30 января нынешнего года заседании президентского Совета по вопросам местного самоуправления уделил особое внимание именно вопросам развития коммунальной инфраструктуры.
- В частности, - отметил председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Леонид Диденко, - президент отметил, что вопрос водоснабжения важен и сам по себе, и как ключевой пункт в реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Потому что необходимо наращивать жилищное строительство, а без опережающего развития коммунальной инфраструктуры сделать это невозможно.
В свою очередь, руководитель Рабочей группы по совершенствованию законодательства о водоснабжении и водоотведении депутат Андрей Марков доложил участникам «круглого стола» о ходе реализации федерального проекта «Чистая вода», который реализуется Минстроем в рамках нацпроекта «Экология». За первый год реализации проекта были утверждены региональные программы до 2024 года во всех 84 субъектах-участниках проекта и проведена масштабная работа по инвентаризации всей имеющейся инфраструктуры в регионах.
- Были инвентаризированы и типичные проблемы с водоснабжением, практически одинаковые для всех регионов России, - говорит депутат Андрей Марков. – Прежде всего, в местных бюджетах нет денег. Безусловно, благодаря федеральной поддержке принимаются позитивные решения, ситуация в ряде регионов сдвинулась с мертвой точки, но нерешенных вопросов осталось не меньше. И практически каждый второй вопрос, который мне задают избиратели в Воронежской области, которую я представляю, это решение проблем с водоснабжением. Во-вторых, есть разница между городом и селом, которая проявляется практически по всем направлениям, и эту специфику можно считать сквозной для большинства проблем в сфере водоснабжения – от наличия централизованной системы водоснабжения до наличия частных инвесторов, готовых заниматься этой темой. И главная проблема в том, что абсолютное большинство не только сельских поселений, но даже и районных центров и малых городов не могут ни построить систему централизованного водоснабжения, ни даже содержать ее, если водопровод построят за счет федерального бюджета. Еще одна общая проблема – вопиющее состояние инфраструктуры. Большинство водозаборов в российских городах были построены более 50 лет назад и с тех пор не ремонтировались.
Причем, как отметил парламентарий, из–за транспортировки воды по ветхим водопроводным сетям происходят не только утечки, но и вторичное загрязнение воды. По данным экологов, сегодня каждый десятый российский житель не получает питьевую воду, которая бы отвечала базовым требованиям по безопасности. Причем, в сельской местности эта цифра превышает 50 процентов – то есть, половина жителей села не может пользоваться водой надлежащего качества.
Немало проблем приносят и неочищенные сточные воды городов, которые, как отметили выступавшие эксперты, чаще всего сливаются без всякой очистки в реки – в частности, по данным «Российских коммунальных систем», крупнейшего частного оператора водоснабжения и водоотведения, в стране реально работает не более 15 – 20 процентов очистных сооружений. Причем, в технологическом плане для очистки воды нет сложностей – технологии, позволяющие очистить канализационные стоки до качества питьевой воды, давно уже известны российским специалистам. Но для региональных «водоканалов» перейти на новые технологии практически невозможно – из-за существующей тарифной политики почти каждое второе предприятие имеют большие кредиторские задолженности и официальный уровень рентабельности в 70 процентов.
Собственно, участников «круглого стола» и призвали помочь распутать этот клубок проблем, вызванных тотальным дефицитом бюджетных средств на региональном и муниципальном уровнях.
- И предложений оказалось много, - говорит депутат Андрей Марков. – В частности, представители многих регионов призвали снизить налог на добавленную стоимость НДС для предприятий коммунального хозяйства, ввести практику налоговых каникул по налогу на имущество для вновь создаваемых объектов водоснабжения, включить стоимость подготовки проектно-сметной документации в стоимость самого проекта, поскольку у муниципалитетов просто нет денег на изготовление необходимых документов для участия в тех или иных программах. Да и сами нормативы по проектно-сметной документации нужно пересматривать, иначе получаются слишком дорогие проекты, которые не будут реализованы никогда. Наконец, нужно пойти навстречу жителям сельских населенных пунктов, которые в рамках еще предыдущей программы «Чистая вода» за свой счет изготовили ПСД на строительство водопровода, но из-за преждевременного окончания программы эти проекты так и не были реализованы. В итоге жители, потратившие собственные средства, оказались обмануты в своих ожиданиях. Но власти так поступать нельзя!
По мнению парламентария, нельзя менять и правила игры. К примеру, в прошлом году из-за того, что Минэкономики в последний момент изменило правила оформления документов, воронежский бюджет недополучил около 40 миллионов рублей федерального транша. А всего за 2019 год в масштабах страны из-за административной неразберихи недофинансирование составило 30 процентов от запланированных средств.
Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, призвала депутатов снизить НДС на питьевую воду хотя бы на 10 процентов – как для производителей бутилированной питьевой воды. А также изменить требования закона «О концессионных соглашениях», который предписывает муниципалитетам отдавать объекты водоснабжения в пользование частному бизнесу, но только на основе концессии – то есть, аренды, при которой арендатор обязан полностью и за свой счет реконструировать и модернизировать объекты водоснабжения.
- Верните нам возможность привлекать бизнес на основе договора обычной аренды, - отметила Елена Довлатова. – Ведь это абсолютный абсурд, когда муниципалитетам приходится искать концессионеров для сельской местности, куда и так никто не хочет идти работать!
В числе рекомендаций, одобренных по итогам «круглого стола», эксперты назвали и возможность создания муниципальных унитарных предприятий - МУПов для предоставления услуг водоснабжения и водоотведения в малочисленных сельских поселениях, и снижение стандартов очистки сточных вод – за счет этого снизится и себестоимость очистки воды, что позволит значительно увеличить объемы перерабатываемых отходов.
- Все поступившие предложения и рекомендации будут проанализированы и направлены на рассмотрение профильных министерств и ведомств для начала разработки новой законодательной базы по вопросам водоотведения, - подвел итоги «круглого стола» Андрей Марков. – Потому что рано или поздно, но государству придется переходить от привычной модели администрирования жилищно-коммунальной инфраструктуры к поиску более партнерских отношений как с муниципалитетами, так и с бизнесом, готовым решать проблемы с водой на самым низовом уровне