Инициатива должна быть бюджетируема 

3 марта 2020, 14:15

На очередном заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления был одобрен законопроект, регулирующий вопросы инициативного бюджетирования, внесенный секретарем генерального совета партии «Единая Россия» Андреем Турчаком и руководителем фракции «Единой России» Сергеем Неверовым.

Как сказано в пояснительно записке, проект поправки «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части правового регулирования вопросов инициативного бюджетирования)» подготовлен в целях определения на федеральном уровне правовых основ реализации проектов инициативного бюджетирования, а также направлен на реализацию последнего Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, в котором призывается способствовать активизации участия граждан в решении приоритетных для жителей муниципальных образований вопросов развития общественной инфраструктуры.

- Этот законопроект важен, так как он отвечает одному из главных запросов наших граждан к власти – возможности более предметно и одновременно более весомо участвовать в определении приоритетов расходования бюджетных средств, - считает депутат Андрей Марков. – И, конечно, широкие возможности контролировать расходование казенных денег, поскольку работа власти становится более открытой и подотчетной. Кроме того, закон нужен еще и потому, что он создает законодательную основу практикам инициативного бюджетирования, которые активно применяются в последние годы и заинтересовали граждан. Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что инициативное бюджетирование не подменяет собой другие формы поощрения общественной активности на местном уровне, в частности – поддержку проектов социально ориентированных некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления.

Также был поддержан законопроект, предлагающий уточнить статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и депутата представительного органа муниципального образования, осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе). Как отметили депутаты, предложенные изменения позволят обеспечить надлежащие условия для беспрепятственного осуществления полномочий депутатами без отрыва от основной деятельности. В частности, депутаты предложили дополнить законопроект положениями, устанавливающими не только сохранение за депутатами места работы (должности), но и исполнение ими своих депутатских полномочий в рабочее время, а также нормы, предусматривающие освобождение их от работы 
на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

- Вопросы к закону есть. Пока не совсем понятно, почему депутатам, исполняющим полномочия на непостоянной основе и без отрыва от производства, например, учителям, врачам, а не только бизнесменам, хотят дать до 6 дней освобождения от работы, - комментирует законопроект Андрей Марков. – А если возникнет необходимость превысить этот срок, что тогда – снова ждать протестов прокуратуры? Или всех переводить тогда на платную основу? Но это существенная нагрузка на бюджет, не все регионы так богаты, как Москва, где все депутаты Мосгордумы получают зарплату из столичной казны. Мы одобрили вынесение законопроекта на первое чтение, но, наверное, будут критические замечания ко второму чтению.

Наконец, депутаты поддержали пакет «арктических» законопроектов, направленных на государственную поддержку предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации. Так, в одном из законопроектов вводится отдельная категория налогоплательщиков - резидент Арктической зоны Российской Федерации, для которого предусматривается установление дополнительных налоговых льгот и т.д. В другом законопроекте предлагается определить правовой режим Арктической зоны РФ, а также меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в этих труднодоступных регионах. Тем не менее, у депутатов возникли свои замечания к этому документу. Несмотря на концептуальную поддержку, остаются вопросы учета прав местного населения, коренных и малочисленных народов Севера на самоуправление, гарантированное Конституцией Российской Федерации.