Новый законопроект о штрафах для чиновников за оскорбление граждан стал центральным вопросом очередного заседания Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
9 июня состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на котором было рассмотрено 6 законопроектов. Как и следовало ожидать, оживленную дискуссию вызвал законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования законодательства в сфере защиты чести и достоинства граждан», подготовленный единороссами членом Совета Федерации А.А. Турчаком и депутатом Государственной Думы А.Е. Хинштейном. Данный законопроект предлагает внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части увеличения сумм административного штрафа за оскорбления граждан со стороны чиновников – так, для тех, кто впервые публично нахамил гражданам, предусмотрен штраф от 50 до 100 тыс. рублей, а за повторное нарушение сумма увеличивается до 150 тысяч.
Надо сказать, это далеко не первая попытка заставить некоторых невоздержанных чиновников держать язык за зубами – так, в законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» госслужащему (равно как и муниципальному) прямо запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. Теперь же предлагается установить два вида административных санкций за оскорбление служащими граждан, унижение чести и достоинства другого лица, или унижение достоинства группы лиц, выраженное в неприличной или иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме, – административный штраф и дисквалификация. Именно последний пункт и вызвал массу нареканий у депутатов: так, ряд федеральных законов о не предусматривают такой вид ответственности, как дисквалификация. Но, как отметили депутаты, уровень ответственности для всех лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, равно как и для государственных и муниципальных служащих, должен быть одинаков.
В итоге депутаты поддержали данный законопроект. Также парламентарии отметили, что правовые способы защиты прав граждан на честь, достоинство и доброе имя, гарантированные конституцией России, расширение понятия «оскорбление», круга субъектов правонарушения за оскорбление, увеличение сумм административных штрафов, несомненно, будет способствовать повышению правовой защищенности граждан.
- Закон, конечно, продиктован нашей жизнью, - считает депутат Андрей Марков. – Не могу сказать, что это хорошо. Не потому, что я против наказания чиновников за оскорбительное отношение к гражданам. Здесь я как раз двумя руками за и безусловно поддерживаю законопроект. Плохо то, что хамство все чаще прорывается там, где его не должно быть по определению. Значит, будем наказывать хамов. Но еще важнее сделать так, чтобы уважение и доверие были повседневной нормой взаимоотношений представителя власти и граждан.
* * *
Был поддержан проект поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая устанавливает возможность введения и использования средств самообложения граждан на части территории населенного пункта. Данный законопроект, внесенный Государственным Советом Республики Татарстан, предусматривает, что сход граждан может проводиться на части территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на данной части территории населенного пункта.
Члены Комитета поддержали инициативу, но с несколькими замечаниями.
В частности, по мнению парламентариев, в законопроекте необходимо предусмотреть положение, устанавливающее, что проведение схода граждан на части территории населенного пункта в целях введения и использования средств самообложения возможно будет осуществлять только в случаях, предусмотренных законом данного субъекта РФ, а критерии определения части территории населенного пункта должны будут устанавливаться нормативными правовыми актами субъекта РФ.
* * *
Оживленную дискуссию вызвал законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части расширения перечня заказчиков комплексных кадастровых работ)», внесенный Правительством РФ.
Данный документ предлагает существенно расширить перечень заказчиков и источников финансирования выполнения комплексных кадастровых работ, разрешив финансировать данные работы за счет внебюджетных ресурсов – то есть, физических и юридических лиц, заинтересованных в их выполнении. Например, за счет собственников садовых, огородных земельных участков и (или) находящихся на таких участках объектов недвижимости, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; собственников гаражей и (или) земельных участков, на которых они расположены, и т.д. По мнению Комитета, проведение комплексных кадастровых работ, выполняемых одновременно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных в границах определенной территории, независимо от форм собственности на такие объекты, снижает как расходы, так и вероятность возникновения реестровых ошибок при заполнении Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
* * *
Линию по расширению возможностей органов местного самоуправления по ведению ЕГРН продолжил и законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости», подготовленный Правительством РФ. Как сказано в пояснительной записке, законопроектом предлагается предусмотреть процедуру внесения в кадастр недвижимости ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, наделив органы местного самоуправления соответствующими полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, что крайне важно для повышения эффективности налогообложения недвижимого имущества.
* * *
Также был поддержан законопроект «О внесении изменений в статьи 208 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в части расширения состава органов, обладающих правом оспаривать положения нормативных правовых актов в суде)». Данные поправки предлагают предоставить Министерству юстиции РФ право обращаться в суд с административным иском об оспаривании нормативных правовых актов субъекта РФ, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
* * *
В ходе заседания депутаты рассмотрели проект поправки в закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», которая уточняет порядок проведения общих собраний членов садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ по различным вопросам. В частности, авторы законопроекта предложили уточнить порядок проведения заочного голосования на общем собрании членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества в дистанционном режиме путём обмена документами.
Депутаты отвергли эту инициативу, уточнив, что в Гражданском кодексе РФ допускается принятие решения собрания посредством заочного голосования, в том числе голосования с помощью электронных или иных технических средств. При этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Немаловажно, что данная инициатива была признана преждевременной, учитывая ситуацию во многих дачных кооперативах. Не секрет, что зачастую существуют два и больше садовых товариществ со своими председателями, печатями. Они жестко конфликтуют за возможность распоряжаться землей товарищества. И предоставить сейчас возможность заочно решать вопросы – это буквально подлить масла в огонь «дачных войн».